Общая характеристика искусства древнего Египта

Египетское искусство является ярким примером развития древнейшего общества. Как и вся жизнь египтян, искусство подчинено общим канонам и веяниям, строгим рамкам и типологизации. Большинство мотивов, которые легли в основу ювелирного искусства Древнего Египта, развивались в тенденциях определенных условий жизни, климатических, природных, социальных.

Развитие египетского искусства происходило на протяжении четырех тысяч лет. Наибольшей известностью обладает монументальная архитектура древнего Египта: пирамиды и храмы. Однако большинство людей практически безошибочно смогут отличить египетский стиль в украшениях и одежде, так отличительно характерно выглядят памятники декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsen-GB

Зодчие умело обрабатывали разнообразные породы камня, доведя до совершенства гигантские формы пирамид и обширные колонные залы. В мастерстве от них не отставали и мастера ювелирного дела. Египетские ювелиры предвосхитили технику перегородчатой эмали, умело использовали бисер, невероятным образом получали тончайшие пластины золота.

Древний Египет – мощное военное государство, кроме собственных богатых месторождений золота, ежегодно пополнял свои запасы в многочисленных завоеваниях и походах. Однако ценность золота для древних Египтян заключалась не столько в стоимости материала, сколько в его живописных свойствах. При помощи необычных химических свойств, египтяне получали различные оттенки золота, от обычного желтого до голубого и зеленого. Металл сочетали со вставками из полудрагоценных камней, эмалями, смальтой.

История египетского общества в целом, и искусство в частности проходило несколько стадий, получивших названия царств. Однако если говорить об изменениях, происходивших в искусстве за этот период нужно признать, что условность диктовавшая «правила поведения» на протяжении всего периода развития, отразилась и на ювелирном искусстве.

Предлагаем ознакомиться  Где можно найти золото в земле, реке и природе в целом, как можно искать металлоискателем

Ювелирные украшения (как и декоративное оформление в целом) было подчинено религиозным реалиям. Так, изделия украшались цветками лотосов, как символом места рождения бога Гора, атрибутами Осириса и Исиды. Порой именно замысловатость символов и их количество определяло стоимость украшений. Например, на пекторали, найденной в гробнице Тутанхамона (1332—1323 годах до н.э.

Пектораль Тутанхамона

Пектораль Тутанхамона

Если в архитектуре основными формами были пирамида, пилон и колонна, то в ювелирном искусстве столпами были головное украшение (тиара), нагрудное украшение (пектораль, воротник-ожерелье) и пояс.

Во времена среднего царства консерватизм, распространенный в египетском искусстве, уступил место более легкому отношению к формам ювелирных украшений. В обществе появляются различные формы изделий: набедренные цепочки, кольца, браслеты различных сюжетов, серьги с подвесками и без, шпильки для волос и бусины, вплетаемые в косы. Кроме того большое развитие получает обувь из драгоценных металлов или с обилием украшений.

Важным элементом костюма древних египтян был так же пояс. И если люди без особых титулов подпоясывались узкими кожаными ремешками, то фараоны носили пояс из золота. Пояса изготавливались из золотых пластин, которые стремились от талии к ногам. Пояса также украшали золотыми вставками или бусинами из стекла и камней. Излюбленным мотивом, применяемым на египетских поясах, были декоративные подвески Уреи.

В декоративном плане ювелирное искусство Древнего Египта несло в себе условность характерную для всего искусства в целом. Основной особенностью искусства остается защитная, а не декоративная функция. Композиции в изделиях скованны рамками, уравновешены, но статичны. Цветовые сочетания имеют ярко выраженное преобладание открытых цветов, без использования полутонов.

Предлагаем ознакомиться  Камень любви для привлечения мужчин и женщин

Головные украшения

Ювелирные изделия для древних египтян были не только способом украшения и выделения социального сословия, но и имели непосредственный тотемный характер.

Корона с Уреем

Золото в древнем египте

Так, одной из частей тела к которой египтяне относились с особой трепетностью являлась середина лба. Во многих культурах этой области посвящены всевозможные знаки и отличия: «третий глаз», индийская тика, глаз Дангма или Шивы, тилак или бинди. Египтяне не стали исключением, выделяя именно эту область человеческого тела символами воли и могущества, в том числе указывающими на привилегированный статус.

Самым известным примером ювелирных изделий такого рода является корона с Уреем. Другое название Урея – змея Буто или Уаджит. Уаджит – в Древнем Египте богиня-покровительница Нижнего Египта и фараонов как его правителей. Почитание Уаджит идет из уверенности фараонов в том, что именно она является источником царской власти, непобедимости и защиты.

В связи с этим образ египтянина в короне с Уреем (стилизованным изображением Уаджит) является необходимой принадлежностью царского костюма. Урей одевали поверх платка немеса, а изготавливали в традиционных техниках из золота, с использованием эмалей или полудрагоценных камней. В качестве декоративной отделки могли применяться типичные египетские знаки в виде скарабея, символов бога Ра и египетской власти.

Нагрудные украшения

Сухой климат Египта позволил археологам и ученым получить большое количество артефактов, представляющих большой интерес при анализе развития ювелирного мастерства Древнего Египта.

Пектораль

Лоб – не единственное место, которое украшали египтяне. Священным местом для них являлась и грудь, в глобальном положении как защитница сердца. Первоочередную роль сердца легко проследить по записям «Книги мертвых», где оно называется отцом и матерью египтянина. Самым распространенным видом нагрудных украшений были пекторали.

Предлагаем ознакомиться  Температура плавки золота

Корона с уреем из гробницы Тутанхамона

Пекторали имели многофигурную и многоярусную композицию схожую с декоративными рисунками на колоннах храмов древних египтян. Большинство композиций выстраивалось по принципу перпендикулярной проекции. Наиболее важным символом, изображаемым на пекторалях, который египтяне связывали с сердцем, был жук-скарабей.

Скарабея связывали с солнцем, траектория его движения с запада на восток схоже с движением солнца по небосводу. Это главный символ возрождения в загробной жизни. Мотивы, изображенные на пекторалях, имеют устойчивое постоянство. Бог Гор, один из обязательных изображенных на пекторалях, сын Осириса и Исиды.

На земле его воплощением считали фараона, символа государственности, неба и солнца. Лотос – символ Верхнего и Нижнего Египта, циклической смены времени суток. Ладья – средство передвижения Ра по небу. Ни один амулет в древнем Египте не обходился без иероглифа способного защитить фараона от всех болезней и «дурного глаза».

Таким образом, все изображения собранные на пекторали, так или иначе, отражали царственность и привилегированность его владельца. Пекторали были золотыми из сборных пластин или литого золота. Техника перегородчатой эмали или инкрустации тут получает небывалый расцвет. Между тончайших золотых проволок помещались стеклянные краски или самоцветы.

Еще одним нагрудным украшением, но допустимым к ношению не только фараоном были разнообразные воротники-ожерелья. Ускх – воротник-ожерелье из нескольких рядов бусин. Форма бусины из полудрагоценных камней еще одно изобретение египтян, и, конечно же, круг символизирует солнце. Форма этого вида ювелирного украшения имела преимущественно разомкнутый круг в основе.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressen-GB

Ускх собирали из цветных камней или золотых бусин. Форма подвесок и размер бисера были различными. Кроме круглых бусин в состав ожерелья входили различные подвески в форме лотосов, скарабеев, дисков солнца. Нагрудное украшение могло иметь декоративную форму цветных или золотых полос или же стилизовать форму крыла сокола.