12. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КИЕВСКОЙ РУСИ

В Киевской Руси XI-XII веков развивалось

прикладное искусство, в памятниках

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

которого нашли яркое отражение

традиции древней народной

художественной культуры.

Зернь прикладное искусство

Киевские мастера славились далеко за

пределами родины, об их

произведениях сохранились

восторженные отзывы в сочинения

западных и византийских писателей.

XIII в. Черниговская гривна или гривна Владимира Мономаха. XIII в.

Наряду с резьбой по дерев и кости

развивалось ювелирное искусство.

Изделия этого периода выполнены в

технике «чернь», отличаются не

только богатством материала, но и

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

более сложной и искусной техникой.

Изделия изящны по форме, используя

сочетание бархатистой «черни» фона

Зернь прикладное искусство

или контура со светлым серебром

(браслеты, котлы, подвески).

Для оформления используется

орнамент: растительный мотив,

изображения людей и фантастических

image description

существ (птицы с женскими

головами).

В Древней Руси техника «скани» стала

использоваться с IX—X веков. Тогда

витую проволоку для производства ещё

не использовали, а применялись зерни.

Сережка-подвеска , ХІ-ХІІІвв.

Золото. Скань, зернистость.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

находка в составе клада, г. Киев

Привеска в виде мужской фигурки. Вероятно,

изображение языческого бога Перуна. Бронза, литье.

Высота 6,8 см. Середина XII в.

Пластины выполнены в

технике перегородчатой

эмали. Это фрагменты

диадем, являвшихся

одним из элементов

великокняжеского

головного убора.

Подобные диадемы

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

состояли из нескольких

соединенных друг с другом

золотых пластин в виде

киотцев, заполненных

разного рода

традиционными

композициями деисуса

(канонически

https://www.youtube.com/watch?v=mDPNYDyRt2c{amp}amp;t=2s

обусловленного ряда

святых, обращенных в позе

моления к центральной

фигуре Христа),

отдельными фигурами

святых, орнаментами.

image description

Пластина с изображением Богоматери

Пластина с изображением апостола Марка

XII в.

Золото; перегородчатая эмаль

Ювелирное искусство

Для Киева XI-XII веков особенно

характерны изделия с перегородчатой

эмалью, для Новгорода XI-XII веков серебряные литургические сосуды и

чеканные оклады икон.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Оклад с иконы Троица письма Андрея Рублева

Москва. XVI-XVIII вв. Золото, серебро, драгоценные камни,

рубрика

жемчуг

Чеканка, гравировка, чернь, эмаль, золочение 140 X 115 см

Чеканные оклады икон Древней Руси

Оклад Иконы.

Золото; эмаль, скань

Государственная Оружейная палата

Москва, Россия

Шапка Мономаха.

родственные статьи

Золото, серебро, драгоценные камни, мех; литье,

чеканка, эмаль

Высота 28,3 см. окружность 65 см

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Государственный историко-культурный музейзаповедник «Московский Кремль». Оружейная палата

Характерные особенности для костюма этого исторического

статичный, прямой, расширенный книзу силуэт изделия

и рукавов;

преобладание симметричных композиций с ритмом

image description

округлых линий в деталях, отделке, дополнениях; даже

при наличии асимметрии в форме костюма или способе

ношения (корзно, косоворотка, ферязь) композиция его

уравновешена, устойчива;

использование декоративных узорных тканей с

эффектом золота и серебра, крупным сложным

орнаментом; отделка вышивкой, мехом, тканью другого

цвета; создание динамической формы за счет

контрастных цветов;

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

большое значение головного убора в решении

композиции костюма.

Костюм мужской, Русь, XIV-XVI вв.

Наиболее распространенными тканями были лен

и шерсть, которые могли быть и высокого

качества (полотно, тонкое сукно), и в виде

грубого холста, сермяги, армячины.

Орнаментация осуществлялась раскраской,

вышивкой, в более поздние периоды —

набивкой и пестрядью (тканый узор из

Предлагаем ознакомиться  Чем почистить камни в серьгах

разноцветной пряжи). И набивка, и пестрядь

были обычно сурового цвета с сине-зеленым,

синим или киноварным рисунком. Наиболее

ромбовидные решетки с кругами в центре;

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

розетки, звезды на фоне треугольников,

квадратов, извилистых полос.

Распространена была также вышивка ткани

жемчугом. Жемчужины нашивали на ткань в

определенном ритме узора или по его контурам.

Красочный рисунок из рукописи

«Изборник Святослава» (1073 г.)

изображает семью князя Святослава

Ярославича. На князе кафтан киевский,

или свита, зеленого цвета с красной

каймой по низу и золотыми

зарукавьями, синий плащ-корзно,

отороченный золотой каймой, на

красной подкладке. На голове —

круглая шапка с меховым околышем и

наушниками, на ногах — зеленые

сафьяновые сапоги.

Мужской костюм Киевской Руси и северо-восточной Руси

X – XIV в.

Плащ-корзно был драпирующейся одеждой

византийского типа, который носила только

феодальная княжеская верхушка. Парадной

княжеской одеждой были и туники из дорогих

византийских паволок с длинными рукавами и

боковыми разрезами внизу.

Шапки, начиная с XI в., были неотъемлемой частью

русского мужского костюма и у знати, и у бедноты.

Крестьяне носили круглые колпаки из войлока,

грубого сукна с узкой меховой опушкой, люди

состоятельные — из тонкого сукна или бархата,

знать — бархатные или парчовые с украшениями из

серебра, золота, драгоценных камней и с меховым

околышем.

Мужской костюм Киевской Руси и северовосточной Руси X – XIV в.

Нижней одеждой знати и основной у

крестьян с древнейших времен были

рубахи и порты.

Рубаху носили навыпуск и подпоясывали

узким поясом или цветным шнуром.

Цвет основной ткани был разнообразный,

но всегда яркий. Порты, или штаны, из

холщовой ткани; неширокие, суженные

книзу, до щиколотки, завязывались на

талии шнурком — гашником.

Поверх них состоятельные люди носили

еще верхние шелковые или суконные

штаны, иногда на подкладке. Внизу штаны

заправляли в сапоги из цветной кожи.

X – XIV в.

1. Женская рубаха была длинной, до

ступней, с длинными, собранными в

низках рукавами и разрезом, из

горловины застегивающимся на

пуговицу. По горловине, разрезу,

низкам рукавов ее украшали

вышивкой или обшивали полосой

отделочной ткани. Рубашку шили из

белого полотна или цветного шелка

и носили с поясом.

2. Поверх рубахи надевали

поневу — юбку, состоящую из трех

несшитых прямоугольных

полотнищ, укрепленных на поясном

ремешке, который образовывал

напуск рубашки. Понева была

короче рубашки, и спереди ее полы

расходились. Тканью для понев

чаще всего была пестрядь с

клетчатым, ромбовидным узором.

3. Верхней одеждой была запона —

накладная одежда типа нарамника

из полотна, не сшитая по бокам.

Женский костюм Киевской Руси и северо-восточной Руси X – XIV в.

В женском костюме феодальной знати, кроме

туники, далматики, драпирующиеся плащи.

Верхней женской одеждой были свиты с более

широкими, чем в мужских, рукавами, из которых

виднелись украшенные зарукавья сорочки.

Головные уборы играли в женском костюме, как и в

мужском, большую роль.

Девушки носили распущенные длинные волосы

или косу, заплетенную плоско, низко на затылке.

Предлагаем ознакомиться  Что означала скань и филигрань в Древней Руси, их разновидности

Прическа была украшена шелковой вышитой

лентой, деревянным или кожаным обручем с

высокой зубчатой передней частью. Повязка

называлась чело кичное, обруч — венец.

К ним прикрепляли височные кольца и налобные

металлические украшения.

Замужние женщины закрывали волосы

повойником из тонкой ткани или шелковой сетки.

4. Скань

Подготовила: Кошелева Елизавета 8-А класс

Зернью обычно дополняют сканные узоры, придавая им

более полный и законченный вид. Нехитрое название

техники полностью отражает ее суть. Зернь — это

орнамент, созданный из маленьких, диаметром 0,3-0,4

мм, золотых, серебряных или платиновых зернышек.

Шарики устанавливаются в предварительно

подготовленные углубления в узоре на тончайший слой

припоя, который в пламени горелки сплавляет их с

основанием. Важно, чтобы припой смог надежно

закрепить рисунок, но не нарушал его четкости,

растекаясь за пределы углубления. На Руси для этих

целей использовали сусальное золото, смешенное с

ртутью, в процессе пайки ртуть выгорала, а золото

быстро плавилось, образуя надежное сцепление.

Другим условием создания качественного узора

является одинаковый размер всех зернышек. Для их

получения тонкую проволоку нарезают на небольшие

отрезки, которые кладут на куски древесного угля, где

рядами расположены углубления, заданного диаметра,

расплавленная проволока стекает в них, образуя

маленькие шарики, которые в дальнейшем уже

отправятся на украшение.

– это определенный способ выполнения узорных

изделий из тонкой проволоки, которая вытянута из

драгоценных металлов (серебра, платины, золота). В

результате чего получаются, попросту говоря,

проволочные кружева. Для украшения таких изделий

часто применяют так называемую зернь – маленькие

шарики.

В зависимости от способа выполнения изделий

скань бывает трех видов. В напайной скани на

металлическую основу напаивается узор из

проволоки. В ажурной скани основа отсутствует,

проволочные узоры скрепляются друг с другом, и

получаются металлические кружева. Именно

ажурную скань за границей часто называют русской

филигранью. Третий вид – это объемная скань. Как

правило, это изделия, состоящие из нескольких

частей. Так вот эти части тоже техникой скани

выполняются отдельно, а потом соединяются в

единое целое. Это могут быть, к примеру, фигурки

зверей, поднос, ваза, подстаканник. Скань придает

этим изделиям изысканность и неповторимость.

В наше время сканные изделия считаются шедевром

ювелирного искусства и атрибутом высокой моды

В начале 2014 года мир моды потрясла зимняя

коллекция аксессуаров от Dolce{amp}amp;Gabbana. Одной

из дизайнерских находок стали сумки и туфли,

декорированные под золотую скань.

В «филигранных» усыпанных камнями аксессуарах

кружево зазвучало по-новому, сохранив при этом

богатство и роскошь старинной ювелирной техники.

Эта коллекция стала знаковым событием,

поднявшим скань в ранг высокой моды.

Коллекция от Dolce{amp}amp;Gabbana с мотивами скани.

25. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (XII-сер. XIII)

Прикладное искусство этого периода известно

главным образом по ювелирным изделиям.

В этот период получают распространение

изображения святых.

Основная особенность памятников: высокое

мастерство выполнения, разнообразие и красота

форм, сложная техника.

Чеканный рельеф по серебру: шлем Ярослава

Всеволодовича с изображение Архангела

Михаила, начало XIII века

Предлагаем ознакомиться  Октагон камень

Серебряные сосуды – кратиры XII века.

Шлем Ярослава Всеволодовича с изображение

Архангела Михаила, начало XIII века

Шлем Ярослава Всеволодовича с изображение

Бармы. XII в.

Браслеты. XII в.

Женские бусы. XII в.

Изделия XII—XIII веков в технике «скани»

отличаются высоким качеством, в то время

чаще стали использовать технологию

напайной.

а с XII века — ажурной и рельефной скани, в

производстве стали использоваться камни.

Нагрудная икона. Георгий (лицевая сторона)

Новгород. XIV в. Серебро, жемчуг, стекло

Литье, скань 9,6 X 6,9 X 1,1 см

Ювелирное искусство

Для искусства владимиросуздальской школы XII-XIII

веков – различные изделия с

чередованием золотых и

серебряных частей.

Серебряный кратир для вина

Работа новгородских мастеров первой половины XII века

После распада Киевского государства на ряд

феодальных княжеств, развиваются ремесленные

производства.

XII- первая половина XIII века дают представление

замечательные белокаменные рельефы

Владимиро-суздальских храмов, связанные с

народной резьбой по дереву. Белокаменная

резьба

СКУЛЬПТУРА

ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ

РАЗДРОБЛЕННОСТИ

Дмитриевский собор стал не только

одной из вершин владимиросуздальского зодчества, он, видимо

отмечает завершение определённого

стилевого этапа – построенные позже

него храмы во многом отличаются от

памятников сер. – второй пол. XII в

Интересен состав рельефов, в основном

изображающих фантастических и

реальных животных, растения и

всадников. Среди них выделяются

изображения святых: часть из них поясные (в медальонах), часть – фигуры в

рост.

Белокаменная резьба Дмитриевского

собора во Владимире, 1194-97г.

В XIV-XV веках постепенно

возрождается прикладное

искусство.

На XV—XVI века приходится

расцвет московской скани.

Использовались разнообразные

материалы: драгоценные камни,

эмаль, дерево, резная кость.

Самыми известными сканщиками

в то время были Амвросий и Иван

Фомин.

Пелена «Явление Богоматери преп. Сергию Радонежскому». 1525г.

Для Москвы и Суздаля XIV-XV веков – оклады

икон и евангелий, складни и т. д. со сканью,

чеканкой, басмой (тиснением), эмалью и

1. выполняются великолепные оклады из

серебра и золота для церковных книг

(евангелие Федора Кишки);

2. драгоценные чаши (чаша работы Ивана

Фомина из золота и яшмы 1449г.);

3. нагрудные украшения- панагии, покрытые

кружевным узором золотой «Скани»

(панагия 1456г. работы Амвросия).

Потир

Москва. 1449 г. Мастер Иван Фомин.

Золото, мрамор

Ковка, скань 25,5 X 18,8 X 19,5 см

Большое распространение в Новгороде и в

Москве получает искусство художественного

шитья (с использование золота и серебра).

Образцом золотого и серебряного шитья

может служить известная плащаница 1452г.,

вклад Василия Темного в новгородский

софийский собор, шитая по глубокой камке

(шелковая ткань) Её ритмичная композиция и

тонкий рисунок лиц выполнены художником

школы Андрея Рублева.

Святитель Иона Московский. Лицевое шитье

В Прикладном искусстве XV- XVI веках

господствует по-прежнему низкий

рельеф, объемные изображения

встречаются очень редко.

Плоский рельеф получает

распространение в орнаментальной

резьбе царских врат и иконостасов.

Высокого развития получает литье из

меди и бронзы (Царь-пушка, А.Чохов,

1586г.)- дуло пушки украшено

изображение царя Федора Ивановича на

коне (барельеф) и орнаментом.

Царь-пушка, А.Чохов, 1586г. Фрагмент

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Царь-пушка, А.Чохов, 1586г.