Экскурсии на болота

Значение болот. Тема “Болото” очень редко используется в работе с учениками средней школы. Это происходит отчасти из-за укоренившегося неправильного представления о болотах как о негодных бросовых землях. Существует и другая причина: к изучению болот до сих пор не привлекали внимание учителей.

Настоящая статья имеет целью показать учителю широту этой темы и ее значение в практическом отношении. Наряду с приобретением знаний и трудовых навыков ученики могут принести пользу, участвуя в разведке болот.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Занятия по теме требуют достаточной подготовленности учащихся; поэтому они рассчитаны на школьников старших классов и на молодежь, занимающуюся в краеведческих кружках.

Основной ценностью, которую дают болота для нашего народного хозяйства, является торф. Несмотря на широкое использование в последнее время газа и водной энергии, торф широко применяется как местное топливо. Использование торфа помогает сохранять леса. По приблизительным подсчетам 1 га торфяного болота может сберечь 15-20 га леса.

Торф идет на коксование и добывание газа. Полученная при этом торфяная смола перерабатывается и из нее добывают высококачественные продукты (воск, фенол и др.). Для удобства перевозки и использования торфа его брикетируют. Из мало разложившегося торфа изготовляют изоплиты и фасонную изоляцию высокого качества.

После использования мало разложившегося торфа в скотных дворах в виде подстилки он идет на удобрение. Зольный низинный торф – хорошее органическое удобрение. Торф применяется в медицине для грязелечения, а сфагновые мхи в годы Великой Отечественной войны служили перевязочным средством вместо ваты. Торф в нашей стране широко и разносторонне используется, и возможности его использования расширяются с каждым годом. Тростниковое сырье идет на целлюлозное производство и строительство, что особенно важно для южных безлесных районов.

Вместе с тем заболачивание – явление отрицательное.

Заболачивание минеральных грунтов можно наблюдать повсюду: на лугах, в лесу и иногда на пашнях. Причин заболачивания много. Избыточное увлажнение возникает вследствие естественного или искусственного запруживания ручья или речки, образование в подзолистых почвах малопроницаемого для воды горизонта (ортштейна), вырубки леса или пожара.

Неправильное использование лугов может вызвать их заболачивание. Вырубка леса влечет за собой заболачивание потому, что прекращается испарение воды, которое производили кроны деревьев. Вот почему так важно заботиться о сохранении лесов. Леса нужно оберегать от заболачивания, прореживая их, если они слишком тенисты, иначе в них замедляется испарение и этим создаются условия для поселения мхов.

Правильное использование земель и охрана леса являются способами борьбы с заболачиванием; в некоторых случаях необходима и более эффективная мера – проведение осушительных работ.

Болота, если они не используются, оказывают вредное влияние. Они ухудшают климат и вызывают заболевания ревматизмом и малярией. Болота бывают расположены на полезных землях и стремятся их сократить, наползая на пашни и луга, ухудшают леса. Необходимо бороться с заболачиванием.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

Вместе с тем торфяные болота – большое богатство нашей страны. Это запасы топлива, органического сырья, годного для химической переработки и удобрения. Низинные болота – большой резерв для создания на их месте после осушки пашен, огородов и лугов. Торфяные фонды необходимо охранять от неправильного использования и пожаров.

Понять значение болот в природе и хозяйстве края можно лишь, подробно ознакомившись с их строением, свойствами и происхождением. Мнения ученых о том, что считать болотом, различны. Для учебных целей можно принять, что болота – это такие земли, в почве которых вследствие большого количества застойной воды остатки растений полностью не разлагаются, а скопляются в виде торфа.

Предлагаем ознакомиться  Камень коричневый с золотыми вкраплениями

В одних случаях слой торфа составляет несколько сантиметров, и растения остаются связанными с минеральным грунтом. В других случаях он достигает огромной мощности (толщины), доходящей до десяти метров и более. В последнем случае растения теряют связь с минеральным грунтом, их корневая система находится в особой среде – в торфе. Такие скопления полезного ископаемого представляют собой молодое геологическое образование – торфяник, или торфяное болото.

Болота в Московской области. Запасы торфа в нашей стране составляют 66% запасов всего мира. Болота широко распространены во всей лесной полосе СССР, их много и в Подмосковье. В Московской области заболочено 5% площади и занято торфяниками 3,6%. Мещерская и Приволжская низменности, сильно заторфованы и заболочены;

На некоторых московских торфяниках слой торфа достигает 9-11 м толщины.

Всего в Московской области зарегистрировано торфяников с площадью более 1 гектара – 1479; их промышленная залежь составляет 187524 га. Это не значит, что все торфяники учтены. Могут встретиться небольшие торфяники площадью в 1-3 га, которые еще не обследованы и их могут обследовать ученики.

Болота распространены неравномерно. Они связаны с природными зонами – их климатом, почвами и рельефом. Большое влияние на распространение болот в Европейской части СССР оказал ледник. В результате деятельности ледника местность приобрела мягкоравнинный рельеф с понижениями между пологими холмами, где создавались условия для развития болот.

В Московской области наибольшая заторфованность отмечается в Приволжской и Мещерской низменностях ледникового происхождения. В северной и северо-западной частях Европейской территории СССР ледник оставил массу озер, которые превратились в торфяные болота. Болота такого происхождения имеются также и в Подмосковье.

Образование и типы болот. Причиной образования болот служит накопление избытка влаги в почве. Оно может происходить за счет обильных осадков в местах, где отсутствует сток, а грунты мало проницаемы, за счет поступления воды из источников (ключевые болота) или за счет скопления полых вод в поймах рек (пойменные болота).

Застойная вода не способствует перегниванию растительных тканей вследствие слабой деятельности бактерий. В таких условиях начинается накопление неполно разложившихся остатков растений с некоторым количеством органических кислот, окрашивающих болотную воду в ржавый или коричневый цвета. Такие полуобуглившиеся остатки растений и образуют торф.

Если болото находится в пойме или другом понижении рельефа, оно все время продолжает питаться волами, богатыми минеральными солями. Благодаря этому на таких болотах развиваются растения, требовательные к наличию минерального питания (тростники, хвощи, осоки и др.).

Предлагаем ознакомиться  Какие бывают горные породы и как они образуются?

Иначе развивается жизнь болота на водоразделах лесной полосы. Почвы лесной полосы, хотя и промыты обильными осадками (подзолы), сначала еще дают некоторое минеральное питание растениям, но по мере нарастания торфа минеральное питание истощается, так как оно поступает вместе с атмосферными осадками в ничтожном количестве.

Произрастание тростника, осок и некоторых других растений становится невозможным. Они заменяются менее требовательными к минеральному питанию зелеными (гипновыми) мхами, а затем появляются белые (сфагновые) мхи. Нарастающий торф становится все менее минерализованным и меняет свои свойства. Эти изменения легко увидеть, если сжечь образцы разного торфа и определить их зольность. Оказывается, что осоковый торф содержит золы около 10%, а сфагновый – 2-4%.

Таким образом, в зависимости от водно-минерального питания образуются различные типы болот: низинные, переходные и верховые. Весьма часто на одном и том же массиве можно встретить все три тина болот. В Московской области из площади всех болот: верховых – 8,2%, а низинных – 73%. По запасам торфа верховые болота составляют 23,6%, переходные – 9,4% и низинные – 67%.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise

Низинные болота развиваются в понижениях рельефа и благодаря своему положению получают избыточное минеральное и водное питание. Они могут быть травяными (хвощовыми, тростниковыми или осоковыми) или лесными (главным образом ольшаники). Поверхность таких болот плоска или слегка вогнута (рис. 1).

Рис. 1. Низинное торфяное болото Мельчевка Раменского района Московской области (профиль строения залежи)

Верховые болота развиваются преимущественно на водоразделах, часто очагами их развития являются озера. Питание верховых болот происходит главным образом за счет атмосферных осадков, бедных минеральными веществами. В растительном покрове верхового болота господствуют сфагновые мхи. Такие болота имеют выпуклую поверхность (“шапку”) и глубокую торфяную залежь (рис. 2).

Рис. 2. Строение торфяной залежи верхового болота

Условные обозначения

Переходные болота занимают среднее положение между низинными и верховыми. В растительном покрове переходных болот преобладают растения низинных болот. Растения верховых болот обычно присутствуют здесь в виде вкраплений.

Растения болот. На низинных болотах условия водно-минерального питания благоприятствуют развитию богатого видами растительного покрова: на них произрастает до 50 видов растений. Для низинных болот характерны: тростник, осока, хвощи, камыш, вейник, белокрыльник и др. Из древесных пород встречаются: ива, ольха, береза, сосна и ель.

На верховых болотах общее количество видов растений невелико – всего лишь около 20 видов. Главные обитатели верховых болот: сфагновые мхи, болотные кустарнички, угнетенная сосна.

На низинных болотах более распространены травянистые растения. На облесенных болотах встречаются заросли папоротников. Хвощи растут в условиях особо богатого минерального питания, и торф с включением остатков хвощей всегда отличается высокой зольностью. Богато представлено на низинных болотах семейство осоковых.

Все осоки требовательны к минеральному питанию, и только некоторые, например осока топяная, растут на верховых болотах. Из семейства осоковых на болотах разного типа обильно расселяется пушица, которая образует плотные кочки. Из злаков на низинных болотах встречаются вейник и тростник. У краев болот и озер можно встретить камыши и рогоз.

Предлагаем ознакомиться  Климат: климатические пояса и области Земли. Урок 18

В топяных местах обычны калужница и белокрыльник. В напочвенном покрове многих низинных болот широко распространены зеленые мхи. Из них только два вида (кукушкин лен и дрепонакладус) встречаются на верховых болотах. Сами по себе болотные растения не представляют особой ценности: их ценность в том, что они образуют торф.

Обработка материалов

Собранный на болоте материал ученики приносят в школу, где каждая группа заботится о его сохранности и приведении в порядок. Проводится сушка растений, но образцы торфа не подсушиваются до тех пор, пока не будут закончены определения степени разложения и ботанического состава под микроскопом.

По окончании неотложных занятий (разбора собранного материала и приведения в порядок снаряжения) проводится общая беседа по итогам экскурсии. Учитель просматривает полевые записи, учитывает объем работы и намечает план дальнейшей обработки материалов. Обработку материалов ученики производят самостоятельно, небольшими группами, так как школьные условия и ограниченное время не позволяют каждому ученику овладеть методикой всех исследований.

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

Ученики определяют растения, ставят опыт по определению влагоемкости сфагновых мхов, подсчитывают годовые кольца болотных сосен и вычисляют по ним прирост торфа. Некоторые из работ выходят за рамки коллективных занятий и проводятся учениками индивидуально или совместно с учителем. К таким работам относится определение степени разложения и ботанического состава торфа и анализ пыльцы (см. далее). В результате этих определений составляется профиль болота, с показом свойств торфа.

По окончании занятий у учеников накопится материал, который оформляется в виде отчетных докладов и выставки.

Выставка должна содержать главным образом экспонаты, собранные учениками на экскурсиях, но они могут быть пополнены образцами торфяного сырья и продукции, полученной из торфа. Такие образцы могут быть взяты на различных торфяных предприятиях.

Материалы, собранные на экскурсии, оформляются в виде стендов по небольшим темам. На выставке представлена тема, например “Болотные растения и главные торфообразователи”. На этом стенде располагается оформленный, с этикетками, определенный учениками и проверенный учителем или ботаником гербарий. В этикетках можно указать экологические и биологические особенности растений, отметить возможности их использования или вредные свойства.

Второй темой может быть “Торф и его использование”. На этом стенде представляются коллекции образцов торфа (топливного с различным ботаническим составом и степенью разложения, подстилочного, пригодного для изготовления изоляционных плит, для удобрения и др.). К коллекциям прилагаются этикетки с описанием свойств торфа.

Для основного доклада группы учащихся, интересующихся охраной природы, может быть намерена тема “Борьба с заболачиванием и охрана торфяных залежей”.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

Самая актуальная информация перчатки хб на нашем сайте.