Сусальное золото – состав и толщина, как производят и технология нанесения на поверхности с видео

Известно, что сусальное золото – это тонкий золотой лист, который предназначен для нанесения позолоты на разные изделия для декоративных целей (часто можно увидеть, как используется сусалка на иконах), украшений предметов интерьера, отдельных деталей. Однако нанесение листа нередко бывает и без участия самого золота. Для имитации роскошного металла могут использовать поталь или другие металлические сплавы.

С древнерусского, слово «сусала» имеет определение – лицо, скула. Это связано с тем, что ранее сусальное золото использовали для покрытия только лицевой части предмета. Материал можно было заметить на иконах, статуях, других раритетах.

Сегодня покрытие сусальным золотом используют для того, чтобы сделать более яркими и богатыми разнообразные детали, украшения, поделки, мебель.

Может варьироваться состав такого материала и зависит от разной специфики производства. Например, в нем, кроме золота, могут быть серебро, медь, палладий, кадмий, цинк, никель. Если же добавлять лигатуру, то есть добавочный металл, то можно добиться разных оттенков и цветов сусальной позолоты. Она может быть желтой, красной, белой, зеленой, оранжевой и бледно-желтой.

Состав сусального золота

В России этот материал соответствует ГОСТу и должен содержать обязательные компоненты в определенных количествах. Стандартное сусальное покрытие будет всегда 960 пробы.

На предприятии его укладывают в специальные книжки между листами особой бумаги. Книжка материала состоит из 60 квадратных листов, которые весят всего несколько г.

Руками листы трогать не стоит – они могут просто порваться. Состав сусального покрытия:

  • золото – 96%;
  • серебро – 1%;
  • медь – 1%;
  • прочее – 2%.

Немецкая компания по изготовлению сусального покрытия Норис на сегодняшний день входит в рейтинг ведущих производителей. Компания предлагает качественный товар на рынке России, а еще возможность купить золото в интернет-магазине. Рассмотрим самые популярные варианты ниже:

  • Название: чистый палладий Noris.
  • Цена: 2800 рублей.
  • Характеристики: одна книжка содержит 25 листов, размер 80х80 мм.
  • Плюсы: поддается полировке, не подвергается коррозии.
  • Минусы: только для интерьерного золочения.

Если Вы решили декорировать поверхность в интерьере, сделать ее более яркой и привлекательной, как нельзя лучше подойдет сусальное покрытие Noris «Цветовая карта»:

  • Название: сусальное покрытие Noris «Цветовая карта».
  • Цена: 2200 р.
  • Характеристики: покрытие прикреплено к папиросной бумаге; ширина выбирается заказчиком от 3 мм до 110 мм.
  • Плюсы: используется для обработки однотипных длинных поверхностей.
  • Минусы: цветовую карту можно приобрести, только если заказать.

Ровная поверхность хорошо поддается обработке при помощи золотых пластин. А что делать, если предмет не имеет ровных линий и с трудом поддается таким манипуляциям? Выход из положения – золотая пудра:

  • Название: золотая пудра Noris.
  • Цена: 12600 рублей.
  • Характеристики: 23 карат, 2 г; мелкодисперсный порошок пробы 960; продается в банках по 2 или 10 г.
  • Плюсы: отлично подходит для нанесения на неровные поверхности, из него хорошо готовить золотой лак.
  • Минусы: лучше применять только для небольших предметов.

Состав сусального золота

Классическая сусальная позолота, которая имеет ряд своих преимуществ. Например, материал марки Норис «Русский стандарт» ни в коем случае не стирается, не тускнеет и не окисляется.

Оно пластично и не теряет своих свойств годами. Если происходит позолота сусальным золотом ровной поверхности, то одной книжечки хватит на 0,5 метра предмета.

Что касается лепнины – рекомендуется рассчитать коэффициент сложности работы. Ниже приведено описание материалов:

  • Название: сусальное покрытие от марки Норис «Русский стандарт».
  • Цена: 19300 р.
  • Характеристики: 60 листов 91,5х91,5 мм; 4 г, 23 карат.
  • Плюсы: прочный декоративный материал.
  • Минусы: товар можно приобрести только под заказ.

Еще один неплохой материал от торговой марки Норис «Русский Стандарт», отличается качеством и удивительно высокой прочностью. Из минусов – подходит только для ровных поверхностей:

  • Название: сусальный материал марки Норис «Русский стандарт».
  • Цена: 9550 р.
  • Характеристики: 23 г, 2 карат.
  • Плюсы: надежный поталь, который рекомендуется использовать для помещений храмов или декорирования икон.
  • Минусы: тонкий материал, легко можно испортить.

Не менее популярной является трансферная позолота «Русский Стандарт», основное назначение которой – покрытие ровных поверхностей. Для неровных она категорически не подходит:

  • Название: трансферная позолота «Русский стандарт».
  • Цена: 3400 рублей.
  • Характеристики: 23 карат, 25 листов толщиной по 1,25 мм.
  • Плюсы: подходит для больших ровных поверхностей: потолков, стен; можно разрезать ножницами.
  • Минусы: не подходит для маленьких или неровных предметов.

ТМ Раритетъ, в отличие от предыдущих вариантов, хорошо подходит для работ с росписью, а также декорирования мелких деталей, предметов интерьера. Рассмотрим три варианта, которые предлагает производитель:

  • Название: золото творение от марки Раритетъ.
  • Цена: 1 г – 5100 р.
  • Характеристики: золотой металлический порошок, подходит для росписи икон и картин.
  • Плюсы: ложится штрихами на картине.
  • Минусы: только для мелких работ или росписи книг, картин, икон.

Хорошим вариантом для работ является цветная сусальная позолота. Найти ее сложнее, чем простую, стоимость материала тоже немаленькая:

  • Название: сусальная позолота цветная от марки Раритетъ.
  • Цена: стоимость уточняется напрямую у компании производителя.
  • Характеристики: отражающий эффект создает невероятный блеск, предназначено для внешних и внутренних работ.
  • Плюсы: стойкое к атмосферным явлениям и погодным условиям.
  • Минусы: золото можно купить только под заказ

Сусальное золото

Если нужно покрыть большую поверхность, лучшим вариантом будет трансферная позолота, выгодная стоимость которой делает возможным декорирование объемных предметов:

  • Название: трансферная позолота от марки Раритетъ.
  • Цена: стоимость уточняется напрямую у компании-производителя.
  • Характеристики: с трансферным золотом работать намного легче – оно подойдет даже для новичков в деле обработки и декорирования.
  • Плюсы: подходит как для больших объемов работы, так и для маленьких.
  • Минусы: больше подходит для ровной поверхности.

Компания Black Schmidt начала свое производство материала в 2013 году. Производитель придерживается высоких стандартов в технологии изготовления золота и предоставляет широкий выбор товара, который можно использовать для масштабных объектов и маленьких предметов:

  • Название: покрытие для внутренних работ.
  • Цена: за 1,10 г – 6000 р.
  • Характеристики: подходит для обработки больших и малых декоративных работ.
  • Плюсы: можно использовать для оформления внутренних помещений храма, обработки куполов.
  • Минусы: нет.

Подобрать хорошее покрытие для внешних работ не так уж просто, но Black Schmidt предлагает и тут отличный вариант. Золото для внешних работ этой ТМ отличается высоким качеством и прочностью:

  • Название: золото для внешних работ.
  • Цена: от 6000 р.
  • Характеристики: вес от 1,80 до 4 грамм, можно заказать цветной вариант в таких оттенках: лунный, белый, красный, зеленый.
  • Плюсы: хорошо ложится на поверхность, устойчивое к природным условиям.
  • Минусы: рекомендуется использовать только специалистам, а новичкам для работы желательно применять другое сусальное покрытие.
Предлагаем ознакомиться  Цвет приносящий деньги и удачу в бизнесе

У разных производителей сусальное золочение особо не отличается, но некоторые виды материала подходят больше для внешних работ (оформления наружных помещений), а другие для оформления интерьеров, деталей, мебели.

Рекомендуется не заниматься отделкой поверхностей с помощью сусального покрытия, если вы не проходили обучения. Техника нанесения должна быть четкой и правильной, чтобы результат мог порадовать.

Вот некоторые рекомендации:

  • Если стоит вопрос покрытия сусальным материалом мелких и неровных поверхностей, то желательно присмотреться к марке Норис. Эта компания предлагает золотой порошок. С помощью распылителя порошок покрывает все складочки и мелкие части поверхности.
  • Для оформления масштабных работ, покраски куполов храма лучше приобрести сусальную позолоту Раритетъ. Она устойчива к погодным изменениям, разным повреждениям. Материал невероятно надежный и прочный, а использовать его легко. К тому же, марка предлагает акции и выгодные условия для заказчика, который приобретает продукцию оптом или в большом количестве.
  • Сусалка Русского стандарта отличается особой популярностью и востребованностью. Марка предоставляет огромный выбор материала. Вы сможете заказать не только позолоту, но и серебро, палладий. Сусалка будет отличным вариантом поталя. Ей можно окрашивать рамки икон, которые сделаны из дерева, или оформлять картины. При покупке метра материала или рулона, компания обязательно предоставит скидку.

Как изготавливается и применяется сусальное золото?

Золото в силу своих уникальных свойств с древних времен используется человеком в различных областях: как металл для изготовления ювелирных украшений, предметов религиозного и ритуального назначения и, наконец, самое главное, в качестве денежной единицы.

Состав сусального золота

Это чрезвычайно тонкие золотые листочки, которые используются для позолоты различных предметов и поверхностей, а на Руси сусальным золотом покрывали также и купола церквей.

Сусальное золото — это очень тонкая золотая пластинка, которая имеет толщину всего в несколько микрон. Технологии производства распространились на Руси, перейдя к нам из Китая.

Там, в одной из провинций Китая, в местечке под названием Лон Тан в течение семнадцати веков производились тончайшие золотые пластинки, которые на Руси получили своё название — сусальное золото. Предположительно, это название произошло от слова «сусало», которое на древнерусском обозначало лицо.

Одним из крупных центров на Руси, где производили сусальное золото, была фабрика Пошехонье, которая находилась в Ярославской губернии.

Изготавливалось сусальное золото также и в индивидуальном порядке русскими мастерами-сусальщиками. Братьями Князевыми была написана книга: «Изложение», которая дошла до наших дней. Там очень подробно описывается весь технологический процесс получения сусального золота и серебра.

Разные мастера-сусальщики получали различное жалованье в зависимости от степени мастерства: в книге есть примеры израсходования мастером большего количества сусального золота с худшим результатом.

Получение сусального золота начиналось с раскатки золотого слитка мастером-золотобойцем в тонкую пластину толщиной порядка 2-3 миллиметров. Затем пластину разрезали на квадратики и складывали, перемежая их с листами бумаги в книжку, которая также называлась «золотником».

После этого стопка квадратов вставлялась в особую оправу из бычьих кишок и затем мастер наносил по «золотнику» от двух до десяти тысяч ударов специальным молотком. В зависимости от количества ударов получали листочки сусального золота различной толщины.

Толстые листочки применялись для наружных работ, а для золочения картин, икон, рамок и мебели использовались более тонкие листочки.

Золото, будучи мягким, необычайно ковким и тягучим металлом, легко прокатывается в чрезвычайно тонкие пластины без разрывов и трещин. Благодаря этому уникальному свойству стало возможным получение из него листочков сусального золота.

Изготовление сусального золота в наши дни с помощью современной техники делает возможным получение более тонких и качественных листочков по сравнению с продукцией прошлого, а применение компьютерных технологий намного ускоряет этот процесс.

Затем стопка располагается под автоматический молот, который наносит по ней приблизительно две тысячи ударов, в результате чего квадратики золота расплющиваются в круглую пластину, толщина которой составляет несколько микрон.

После этого из них вырезаются квадратные листочки готового сусального золота и вкладываются в специальную книжку в количестве от десяти до трехсот листков.

Наиболее трудоёмким и сложным в техническом отношении, является процесс отбивки толстых золотых пластин.

При этом они должны иметь одинаковую толщину во всех направлениях и увеличиться в размерах до десяти раз. В современном мире существует в основном три способа отбивки пластин.

Первый способ предполагает отбивку вручную так, как это делалось в древности — специально подготовленный молотобоец наносит равномерные удары молотом по стопке, рассчитывая на глазомер и ловкость. Второй способ — это применение автоматического молота, наносящего равномерные удары, хотя стопку, при этом по-прежнему передвигает человек.

Наиболее качественные листочки сусального золота получаются при третьем способе, когда удары наносятся автоматическим молотом, а стопку передвигает робот.

Производством сусального золота в России занимается завод цветных металлов в Москве, хотя, конечно, есть и другие частные предприятия, производящие в небольших объемах сусальное золото.

Применяется сусальное золото в основном для позолоты различных поверхностей, которые не подвергаются трению и нагрузке. Листочки сусального золота прилипают к гладкой поверхности изделий на молекулярном уровне.

Таким способом обычно золотят иконы, декоративные элементы интерьера, гипсовую лепнину, мебель, рамки, а в России также и купола храмов и церквей.

Применяется сусальное золото также и в некоторых реставрационных работах, которое производят позолотчики.

Позолотчики в своей работе применяют большое количество различных химических веществ и растворов, а что касается используемых инструментов — тут всё наоборот: есть всего несколько их видов.

Это подушечка позолотчика — покрытый замшевой тканью параллелепипед, размером с книжку. Лапка — специальная кисть больших размеров для поднятия листочка сусального золота. Агатовый зуб — маленький кусочек полированного природного агата в виде зубчиков разной формы.

Нож позолотчика, которым на подушечке позолотчика нарезают листочки сусального золота.

Виды сусального золота в книжках, которые могут быть трансферным или свободным, принято делить на следующие стандарты: «Европейский стандарт», принятый на территории Евросоюза и «Русский стандарт», который обычно применяется в нашей стране.

Сусальное золото, отвечающее требованиям «Русского стандарта» должно содержать в книжке шестьдесят квадратных листочков со стороной размером в 91,5 миллиметров из золота 960 пробы. Общий вес книжки должен составлять от 1 до 5,6 грамма.

Сусальное же золото, произведенное согласно требованиям «Европейского стандарта» должно содержать в книжке двадцать пять квадратных листочков со стороной размером в 80 миллиметров из золота, пробой в 23 карата.

Трансферные и свободные виды сусального золота отличаются друг от друга тем, что листочки трансферного золота приклеиваются к бумажным листкам в книжке, а свободное — просто помещается между листочками бумаги без приклеивания. Есть также сусальное золото в рулонах, в хлопьях и в пудре.

2014-08-03

Сусаль используют для декорирования элементов интерьера, отделки внутреннего убранства церкви, позолоты куполов, крестов и прочим элементам внешней отделки. Реставрируют сусальным золотом раритет, иконы и многие антикварные вещи. Сегодня благородный металл используют даже в кулинарии. Он нейтрально воздействует на человеческий организм, поэтому им украшают кулинарные изделия (торты или пирожные). В дорогих и элитных ресторанах можно попробовать «позолоченный» кофе или шампанское с золотыми хлопьями.

Сусаль – это дорогостоящий продукт. Из слитка в 2,5 килограмма благородного металла получается всего 1 килограмм сусального. В силу высоких затрат востребована имитация сусального золота. Цена аналогов значительно ниже.

Предлагаем ознакомиться  ПРОГНОЗ ЦЕН НА ЗОЛОТО НА 2020, 2021-2024 ГОДЫ

Сусальное золото виды, производство и применение

С течением времени производственным процесс несколько видоизменился, но не стал менее сложным – изготовление сусального золота по-прежнему требует определенной сноровки и опыта от мастера-золотобойца. В упрощенном виде механика производства тончайших листов следующая.

Мастер-золотобоец расковывает на наковальне кусок золота в проволоку, затем эту тонкую ленту раскатывают в пластину толщиной 2-3 мм. Пластину нарезают на квадраты, которые складывают в книжку, или «золотник», обязательно при этом перемежая с листами папиросной бумаги.

В свою очередь, стопка квадратов вкладывается в специальную оправку, сделанную из кишок (ранее использовалась плева с говяжьей печени,) и мастер бьет специальным молотком по золотнику,  от 2-ух до 10-ти тысяч (в зависимости от дальнейшего использования сусали) – именно такое количество нужно, чтобы золото стало толщиной с паутину, т.е. тысячную долю миллиметра.

Толщина же золотых листков может быть разной не только в зависимости от умения мастера, но и условий его будущего применения: для наружных работ оно более толстое, для золочения икон, картин, рам, мебели – тоньше. Сусальное золото в них всегда одного размера – 9,5х9,5 см, но может быть разной толщины – от этого зависит так называемый лигатурный вес сусального золота.

На сегодняшний день современные технологии позволяют получать листы золота значительно тоньше, нежели это было раньше. А компьютерная техника упрощает этот процесс в разы.

Технология получения тончайших листков заключается в следующем: кусок золота кладут в специальную печь, разогретую до определенной температуры, затем вальцуют в прокатном стане. После этого получается тонкая золотая лента длиной в 50 метров, ее режут квадратиками и складывают стопкой. Квадратики располагают на гранитной плите и начинают их бить гладким молотком.

Продолжается это до тех пор, пока толщина этих квадратов не станет в 4 раза меньше, а размеры квадратов – в два раза. На все это уходит примерно 20 минут, после чего полученные квадратики режутся на 4 части, толщину новых квадратиков можно сравнить с толщиной бумаги.

На этом процесс изготовления золота не прекращается, листки золота опять складывают в стопку, между листками кладется внутренняя оболочка из толстых бычьих кишок. Эту стопку золота зажимают прессом и просушивают на плите, при этом опять стучат молотком на гранитном камне.

Весь этот процесс занимает немалых 5 часов, давая лишь время остыть золоту порядка 15 минут. То золото, которое выступило за пределы стопки, снова запускают в производство, таким образом, процесс повторяется снова и снова, как и обновление информации на сайте ЦБРФ, где транслируются котировки золота онлайн.

Не стоит забывать, что листки золота брать руками просто невозможно за счет их высокой температуры, поэтому мастеру приходится использовать специальную кисточку, перекладывать ею тончайшие листки, раздувать их особенным образом. В итоге получаются ровные тонкие листки драгоценного металла. После завершения процесса изготовления золота, его обрезают нужной формы и раскладывают в виде книжек.

В наши дни производство сусального золота осуществляется практически полностью машинным способом, не ручным. И даже электрический молот производит процесс первичной обивки листов, а затем и процесс тонкой обивки. А вместо оболочек бычьих кишок применяют пластмассовую форму, что позволяет избежать неприятного запаха от органов животных.

Состав сусального золота

В современной России производством сусального золота занимается Московский завод цветных сплавов. Безусловно, имеются и другие частные компании, занимающиеся сусальным золотом в небольших объемах.

Чтобы иметь представление о сусальном золоте, можно представить тонкую металлическую фольгу, толщина которой равна 0,36-1,6 микрона. По российским стандартам сусальный лист выпускают квадратами размером 91,5 на 91,5 миллиметра, укладывается по книжечкам, в каждой из которых 10 или 60 листов. Между каждым листком кладется папиросная бумага.

Специалисты разделяют несколько видов золота: трансферное и свободное сусальное. Отличаются они друг от друга наличием прокладки между листками. Так, свободное сусальное золото укладывается в книжке самостоятельно, только листы бумаги разделяют пластинки друг от друга. Поэтому для того, чтобы вынуть лист золота из книжки достаточно лишь достать его и поместить на подушку. Трансферное  же золото приклеивается к листочку в книге.

Сусальное золото это необычайно тонкие листочки золота, толщина которых составляет от 0,1 до 0,25 микрон. Они настолько тонки, что способны пропускать свет. Как правило, сусальное золото имеет 960 пробу. Это обусловлено как традициями, так и техническими условиями.

Сусальное золото обладает красивым цветом, хорошей тепло- и электропроводимостью. Его цветовая гамма может быть различной. Красноватый оттенок ему придает добавление меди, а сплавление с серебром в разных пропорциях, придает белый, желтый или зеленоватый оттенок.

Название “сусальное золото” произошло от древнего славянского слова “сусаль” – лицо или лицевая сторона. Его хранят в специальных книжечках, в которых между листами бумаги уложены листочки золота. Размер листочков – 80 х 80, но могут быть и другие. Трогать их пальцами нельзя, они могут порваться. Для работы с сусальным золотом требуется определенное мастерство и специальный инструмент.

Самое древнее упоминание о сусальном золоте относится к 2300 году до Рождества Христова – еще египетские мастера украшали им свои произведения. Другое упоминание о нем относится к периоду правления Южной и Северной династий Китая.

История производства золотых листов в районе Лон Тан, Нанкин, насчитывает около 1700 лет. Первое упоминание о сусальном золоте в России появляется в XV веке.

Состав сусального золота

Тончайшие листы золота применялись для золочения церковных куполов и элементов интерьера домов аристократии.

Мастера – сусальщики брали себе учеников – мальчишек 10 – 12 лет и постепенно обучали их премудростям сусального дела. Со временем они становились подмастерьями и, какое – то время, продолжали работать вместе со своим учителем.

Впоследствии часть подмастерьев уходили на вольные хлеба и сами становились мастерами-сусальщиками. А часть из них оставались со своим учителем до самой смерти последнего, становясь членом его семьи.

После смерти старого сусальщика подмастерье становился мастером, получая в наследство все принадлежности для работы.

В мировой практике принято делать сусальное золото по двум стандартам, а именно: по «Русскому стандарту» (РС) и «Европейскому стандарту» (ЕС).

Состав сусального золота

Сусальное золото «Русский стандарт» (РС) имеет следующие характеристики: – размер листа – 91,5 на 91,5 мм; – количество листов в книге – 60 штук, разделённых папиросной бумагой; – пять книг составляют упаковку, содержащую 300 листов;

Предлагаем ознакомиться  В породе рифей добыча золота

– вес книги – от 1,0 грамма до 5,6 грамм.

Книжки сусального золота «Русский стандарт» изготовлены с учетом требований ГОСТ 6902-75 «Золото и серебро сусальное. Технические условия», в соответствии с которыми в книжке должно быть 60 листов размером 91,5*91,5 мм, 960 пробы.

Сусальное золото «Европейский стандарт» изготовлено с учетом требований к его производству, применяемых в Европе. На всей территории Европейского союза действует следующий единый стандарт книжек сусального золота: книжка содержит 25 листов, размером 80*80 мм. При этом каратность (проба) книжки может быть любая.

Сусальное золото бывает свободным и трансферным. Свободное золото — это просто очень тонкий слой металла. Его нельзя касаться руками, поэтому позолотчик манипулирует им с помощью специального ножа и беличьей кисточки.

Сусальное золото также разделяется на следующие виды: – в книжках (стопки золота, разделенные листами бумаги, похожи на маленькие книжки); – в рулонах; – в пудре; – твореное золото; – в хлопьях;

– пищевое сусальное золото.

Первым этапом изготовления сусального золота является отливка бруска с размерами 200 мм*50 мм* 10 мм.

На втором этапе отлитый брусок разогревается в печи и затем раскатывается в 30-метровую ленту толщиной в несколько микрон. Далее лента нарезается на квадраты и каждый вкладывается между листами специальной бумаги в стопку, которая содержит от 100 до 300 квадратов.

Затем полученная стопка листов помещается под молот и по ней наносится около двух тысяч ударов, пока каждый из квадратов не расплющится в круглую лепёшку толщиной в несколько микрометров. Из лепёшки вырезается квадрат и вкладывается в книжку. Технология получения готового сусального золота содержит от 20 до 30 операций.

Наиболее трудоёмкой и технически сложной операцией является отбивка (расплющивание) стопки квадратов. Удары молотом нужно наносить с определённой силой и в определённой последовательности по краям и по центру стопки, для того чтобы золото расплющилось строго равномерно без выбитых участков и без утолщений. От этого напрямую зависит качество сусального золота.

В настоящее время в мире существует три способа отбивания золота. Первый, исторический, предполагает отбивку золота вручную. Специально обученный молотобоец бьёт по стопке молотом, рассчитывая на ловкость и глазомер.

При этом способе изготовления невозможно отбить золото равномерно и получить книжки одинакового веса.

Третий способ — стопку под автоматическим молотом передвигает робот в соответствии с программой. Поэтому наиболее качественное сусальное золото производится с помощью промышленных роботов в Германии и Италии.

Как делают сусальное золото

Несколько веков назад изготовление сусального золота занимало много времени и сил. Вся работа проводилась вручную. Пласты расплющивали тяжёлыми кувалдами, прессами и раскатывали на бычьих кишках. Тонкость и качество золотого листа определялась мастером на глаз. Добиться безупречно тонкого листа было практически невозможно. На раскатку одного слитка уходило несколько дней работы.

Сегодня процесс изготовления значительно упрощён и компьютеризован. Всю работу выполняют машины под присмотром специалистов. Качество и цена сусального золота зависит от пробы. На стоимость влияет и толщина готовых листков золота (она колеблется от 0,36 до 1,6 мкрн). Для позолоты изделий, использующихся в интерьере, требуется тонкое золото. А во время наружной отделки зданий необходимо использовать сусальное золото более крупной толщины.

Технологии работы

Раньше искусство золочения было уделом лишь группы избранных мастеров. Современная методика позолоты облегчила работу профессионалов, хотя процесс по-прежнему трудоёмкий и требует навыков работы с металлом. Каждый способ используется для позолоты изделий, изготовленных из разных материалов (как природного, так и искусственного происхождения).

Метод позолоты Плюсы Минусы
Масляное золочение Проста в исполнении, подходит для декора внешних элементов, на позолоченные вещи не воздействует окружающая среда Позолоченные вещи имеют матовый блеск
Клеевое золочение Придаёт вещам идеальный золотой блеск, создавая иллюзию, что предмет сделан из чистого золота. Сложность и трудоёмкость процесса; нельзя использовать при декоре внешних строений.

Она известна также под названием матовая методика. Технология работы заключена в следующих действиях:

  • необходимо взять сухую, чистую, подготовленную поверхность, нанести на неё 3 слоя акрилового грунта. Перед нанесением каждого слоя нужно подождать, пока предыдущий полностью высохнет;
  • сухую поверхность отшлифовать абразивной бумагой, затем нанести один слой шеллака;
  • после полного высыхания на плоскость наносится масляная основа, на неё накладывается золотой лист;
  • на последнем лист выравнивается специальной кистью.

Изделие просыхает в течение суток, после чего его шлифуют хлопковой тканью. Такому методу вменяют единственный недостаток – позолоченное покрытие получается матовым, а не глянцевым. Он не передаёт весь блеск и шик благородного металла.

Клеевая технология

Процедуру называют полиментным методом. Это многоуровневая работа с материалом. Мастера разработали её ещё в XVI веке. Золочение сусальным золотом представляет собой последовательность следующих этапов:

  • взять подготовленный материал (предварительно его нужно почистить и отшлифовать), нанести на него слой подогретого рыбьего клея (нагреть до 50 градусов);
  • дождаться полного высыхания клея, нанести 4–7 слоёв левакса. Каждый слой наносится на высушенный предыдущий слой;
  • на просушенную поверхность нанести слой шеллака, затем 3–4 слоя полимента;
  • на следующем этапе сухую плоскость тщательно шлифуют абразивом, затем протирают льняной тканью;
  • следом можно проводить само золочение. Для этого золотой лист смачивают особым составом (треть спирта и две трети воды). Затем его накладывают на поверхность и прижимают хлопковой тканью.

Спустя 12 часов изделие можно отполировать агатовым зубцом, но предварительно его натирают тканью.

В дальнейшем позолоченную и отшлифованную поверхность покрывают слоем защитного лака. При последующей эксплуатации предметы чистят специальными веществами (состав которых не агрессивен).

Поверхность, позолоченная таким способом, имеет глянцевый и блестящий вид, создавая иллюзию, что вещь сделана из чистого золота. Изделия, покрытые сусалью клеевым способом, можно использовать только в помещении. Для декорирования обычно используют вещи из дерева или пластмассы. Цена работы оценивается сусальщиками от сложности выполненного заказа.

Дешевые имитации

Это может быть золото на серебряной или медной основе. Есть и аналоги, в состав которых благородный металл даже не входит: дисульфид олова или сплав серебра с алюминием.

Состав сусального золота

Декорирование сусалью предметов внутреннего декора или отделка внешних элементов используется при украшении церквей, восстановлении антикварных изделий. С целью экономии в театрах, музеях и других учреждениях применяется имитация сусального золота. Аналоги позолоты позволяют недорого украсить интерьер.

Сусальная фольга — дорогой и тяжелый в обработке материал, поэтому в повседневной жизни широко используется ее имитация, так называемая поталь. Она стоит намного дешевле. В химическую формулу сусального золота такого вида может входить сплав цинка и меди, серебра и алюминия.

Листы потали гораздо более массивны, чем настоящая золотая фольга. Хотя они довольно привлекательны на вид и имеют множество золотистых оттенков, но их фактура грубая, они меньше блестят. Этот материал подвержен коррозии и быстро покрывается патиной. После нанесения его обрабатывают желтым лаком.