Состав золотых сплавов

В ювелирные сплавы помимо золота добавляют лигатуру, которая может состоять из:

  • платины (увеличивает упругость, обесцвечивает золото, повышает температуру плавления);
  • серебра (повышает пластичность, делает сплав более ковким и легким в обработке, придает белый оттенок);
  • палладия (осветляет, придает пластичность, повышает температуру плавления);
  • никеля (придает твердость, «отбеливает», повышает стойкость к коррозии, но может вызывать аллергическую реакцию);
  • кадмия (благодаря ему сплав легче плавится, также он дает зеленоватый оттенок);
  • меди (повышает твердость, придает красноватый оттенок, снижает антикоррозийные свойства);
  • цинка (улучшает текучесть металла, снижает температуру плавления, может давать зеленоватый подтон).

Эти добавки повышают потребительские свойства сплава — делают его более прочным, долговечным, стойким к износу. Обозначение пробы в цифрах наносят на каждое ювелирное изделие, как того требует законодательство РФ (нанесению клейма подлежат все изделия из сплавов, в составе которых более 30% драгоценного металла).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrighten-GB

Цвет чистого золота — ярко-желтый, но из-за своей мягкости этот металл в чистом виде не используется для создания украшений. Ювелирные изделия делают из золотых сплавов, в которых золоту отведена лишь часть состава. Лигатуры (добавки) делают соединение тверже, прочнее, придают ему различные оттенки.

По оттенку сплава, из которого изготовлено изделие, можно предположить его пробу. Но этот способ определения состава несовершенен, точно определить процентное содержание золота и других металлов может только экспертиза.

Розовый

Определить грамм окраску по пробе с кон

Такой оттенок свойственен сплавам с содержанием серебра и меди, в частности таких проб:

  • 375: темно-розовый,
  • 585: нежно-розовый;
  • 750: слегка розоватый.

Если перед вами украшение с белым оттенком, скорее всего, перед вами металл 750 пробы. 25% состава занимают серебро и палладий или серебро и никель.

Зеленый

  • Темно-зеленый цвет характерен для 750 пробы с таким составом: 75% золота, 15% серебра, 6% меди, 4% кадмия.
  • Бледно-зеленым материал получается, когда к 75% золота добавляют 23% меди и 2% кадмия.
  • Желто-зеленый металл, скорее всего, имеет 750 пробу, а 25% состава отдано серебру.

Фиолетовый

Золотые украшения могут иметь фиолетовый оттенок, если сделаны из сплава 750 пробы, в котором 25% занимает алюминий или калий. Если цвет скорее голубоватый, то с высокой вероятностью это состав из 46% благородного металла и 54% родия, кобальта или индия.

Кто ставит пробу?

В России процесс маркировки золота регулируется государственной пробирной палатой при Министерстве финансов. Именно этот государственный орган пробирного надзора осуществляет анализ, опробование, клеймение золотых изделий.

Проба на ювелирном изделии — это гарантия того, что оно действительно сделано из соответствующего драгоценного сплава. Если проба отсутствует, выглядит нечеткой или подозрительной, то, возможно, перед вами фальшивка. Проверить пробу изделия можно в пробирной инспекции.

Где обычно ставят пробу золота? Чаще всего — на внутренней поверхности кольца, на швензе в серьгах, на звене около замочка в цепочках и браслетах. Чтобы сохранить эстетичный вид украшения, маркировку делают миниатюрной.

Нет, никто кроме органа пробирного надзора не имеет права на постановку золотой пробы. У ювелира может быть свой оттиск (именник, именное клеймо), который в зашифрованном виде содержит информацию об изготовителе изделия. Однако частный ювелир имеет право отнести изготовленные украшения в пробирную инспекцию, где заявленная проба будет проверена и поставлена в случае подтверждения.

Системы проб: метрическая, каратная, золотниковая

https://www.youtube.com/watch?v=ytdeven-GB

Числовое обозначение пробы наносят на все ювелирные изделия, но не все украшения маркируются по единой системе. Сегодня используются две системы проб — метрическая и каратная, а в прошлом веке в России применялась золотниковая система.

Метрическая

Используется в большинстве стран мира. Самая высокая проба системы — 1000-я. Например, в золотом сплаве 750 пробы содержится 75% золота, остальные 25% приходятся на другие металлы.

Точного содержания драгметалла в сплаве добиться сложно, поэтому ГОСТом установлен ремедиум в 3 единицы для сплавов с содержанием золота, серебра, меди. То есть в золотом сплаве 375 пробы золота должно содержаться от 372 до 378 единиц (допускается отклонение в 3 единицы в обе стороны). Если в материале есть никель, то ремедиум равен 5 единицам. Для сплава 585 пробы действует только положительный ремедиум в 5 единиц — допускается отклонение в большую, но не в меньшую сторону.

Предлагаем ознакомиться  Серебро цена за 1 грамм сегодня в России

Каратная

На текущий момент используется в некоторых европейских странах и США. Самая высокая проба системы — 24. Используются пробы 9, 14, 18, 22 — они показывают содержание чистого драгоценного металла в составе. Например, проба в 18 карат означает, что 18 частей из 24 принадлежит чистому золоту (это соответствует 750 пробе в метрической системе). 1 карат в этой системе равен 9,744 грамм.

Золотниковая

Золотниковые — это старые пробы золота, сейчас они не применяются. Эта система использовалась в России до 1927 года. Самая высокая проба — 96. Единицы измерения таковы:

  • 1 пуд = 40 фунтов = 16,380 килограмма.
  • 1 фунт = 96 золотников = 409,512 грамма.
  • 1 золотник = 4,266 грамма = 96 долей.
  • 1 доля = 0,044 грамма.

Для маркировки ювелирных изделий использовались пробы 56, 72, 92, 94. Если была указана проба 56 — это означало, что в 1 фунте (96 золотниках) такого сплава содержится 56 золотников чистого золота (это соответствует 585 пробе метрической системы).

Какие пробы золота существуют

Узнать, из золота какой пробы сделано украшение, можно по маркировке, которую обязательно наносят на каждое изделие. В ювелирном деле используют такие золотые пробы: 375, 583, 585, 750, 958. В некоторых странах для создания ювелирных изделий используют еще одну пробу — 333-ю (такой сплав быстро окисляется). Это не исчерпывающий список — в ГОСТе 6835-85 упомянуты 18 различных проб и 40 золотых сплавов.

Проба 375

Состав: 37,5% золота, 62,5% серебро и медь.

  • Используется для изготовления цепочек, сережек, браслетов, кулонов, свадебных колец.
  • Благодаря низкой цене и прочности широко использовалась в Советском союзе для изготовления «золотых» наручных часов и колец на свадьбу.

Определить грамм окраску по пробе с кон

В зависимости от процентного содержания меди и серебра сплав может иметь оттенок в диапазоне от желтого до насыщенно-красного (больше меди — больше красного цвета). Иногда в состав вводят палладий (при 40% палладия и 10% серебра получается очень нежный кремовый оттенок). Материал долговечный, прочный, однако подвержен окислению, из-за чего теряет привлекательность, при утрате полировки становится сероватым. Ювелиры в шутку называют эту пробу «сплавом меди и серебра, содержащим золото».

Проба 583

Этот сплав был золотым стандартом СССР. Большинство украшений в то время делалось именно из этого материала (практически в каждой семье сохранились кольца или серьги 583 пробы, которые когда-то носила мама или бабушка). В 2000 году в России стандартом стала проба 585.

Проба 585

  • Используется для изготовления свадебных колец, сережек, нательных крестиков, зажимов для галстуков, церковной утвари.
  • Сплав прочный и легкий в обработке, с ним можно использовать разные технологии — лазерная сварка, плетение, дутье.

Вариант состава 1: 58,5% золота, 33,5% меди, 8% серебра.

Прочный сплав с красноватым или желтым оттенком, хорошо поддается пайке. Металл ковкий, не тускнеет на воздухе.

Вариант состава 2: 58,5% золота, 41,5% никеля и палладия.

Прочный сплав с белым оттенком, легко паяется, не окисляется.

Проба 750

Вариант состава 1: 75% золота, 25% серебра.

У материала с таким составом зеленоватый оттенок.

Вариант состава 2: 75% золота, 21% меди, 4% никеля.

Сплав красноватого оттенка.

https://www.youtube.com/watch?v=ytabouten-GB

Вариант состава 3: 75% золота 15% серебра, 10% меди.

Сплав желтого цвета.

У всех трех вариантов материала 750 пробы прекрасные характеристики: они прочны, износостойки, легко поддаются пайке, литью, полировке. Нормально переносят контакт с окружающей средой, но из-за повышенной мягкости требуют бережного и аккуратного обращения. Сплав этой пробы чаще всего используют для создания оправ для хрупких драгоценных камней, при изготовлении изделий с филигранью, в качестве основы для нанесения эмалей (чтобы эмаль не тускнела, выбирают состав с содержанием меди до 16%).

Проба 958

Определить грамм окраску по пробе с кон

Состав: 95,8% золота, 4,2% серебра и меди.

Металл ярко-желтого цвета, ковкий и мягкий, раньше использовался для изготовления обручальных колец. Сегодня отечественные ювелиры почти не применяют в работе этот высокопробный сплав, зато изделия из него часто встречаются в арабских странах. Такой сплав из-за своей мягкости склонен к деформациям, полировка на украшениях из него держится недолго.

Проба 999

Практически чистый благородный металл с ничтожным количеством примесей. Из такого золота делают банковские слитки. Для создания украшений не используют из-за склонности к деформации.

Цена за грамм золота разных проб

Разумеется, чем выше содержание благородного металла в сплаве, тем выше его цена. Стоимость материалов разных проб зависит от текущей цены золота, на стоимость готовых изделий также влияют наценки изготовителя и продавца.

Например, на сегодня Центробанком РФ за 1 грамм золота установлена цена 2740 рублей. Чтобы узнать стоимость драгоценного сплава разных проб, нужно эту цену умножить на соответствующий коэффициент:

Предлагаем ознакомиться  Уральские самоцветы — драгоценные камни Урала: фото, описание, изделия

  • для пробы 375: 2740*0,375=1027,5 рублей за 1 грамм;
  • для пробы 585: 2740*0,585=1602,9 рублей за 1 грамм.

Цена 1 грамма ювелирного изделия будет выше, ведь до появления на витрине в виде кольца или браслета золото проходит длинный путь. В стоимость готового изделия заложена работа ювелиров, затраты на оплату труда рабочего персонала, потери на отбраковку, сопутствующие расходы ювелирного предприятия, наценка магазина.

2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

1.1. Сущность визуальных методов заключается в сравнении интенсивности оттенка и чистоты окраски покрытий или образцов, изготовленных в заданных условиях из испытуемого и стандартного образцов пигмента или лака.

1.2. Методы определения относительной красящей способности и оттенка в масляном покрытии

1.2.1. Аппаратура, материалы и реактивыМашина автоматическая для растирания паст с дисками диаметром от 20 до 25 см и частотой вращения от 60 до 72 мин.Плита гранитная или мраморная с полированной поверхностью размером 300х400 мм.Курант массой 2 кг с рабочим круглым основанием диаметром 100 мм.Шпатель металлический шириной 50 мм.

Аппликатор 200 мкм (черт.1).Пластинки стеклянные бесцветные размером 90х120х2 мм, или полиэфирная пленка, или калька бумажная по ГОСТ 892-89.Весы лабораторные по ГОСТ 24104-88* 2-го класса точности с наибольшим пределом взвешивания 500 г._______________* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 24104-2001, здесь и далее по тексту. – Примечание изготовителя базы данных.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyen-GB

Шкала серых эталонов по ГОСТ 9733.0-83 или синих эталонов.Белила цинковые сухие марки БЦОМ или БЦ1 по ГОСТ 202-84, белила титановые или двуокись титана пигментная марки Р-02 по ГОСТ 9808-84.Масло льняное или олифа натуральная льняная по ГОСТ 7931-76.Сиккатив (кобальтовый, или свинцовый резинат, или олеат). Стандартный образец пигмента или лака, утвержденный в установленном порядке.

1.2.2. Подготовка к испытанию Приготовление пасты. Цветную пасту из испытуемого пигмента или лака с цинковыми белилами (смесь I) или титановыми (смесь II) и с маслом льняным или олифой в соотношении, указанном в табл.1а, растирают на машине. Для этого пробы отдельных компонентов переносят на нижний диск машины для растирания и перемешивают шпателем до получения гомогенной массы.

4-я – 100 оборотов с полной нагрузкой (0,0245 МПа).После каждой стадии растирания собирают пасту с обоих дисков к рабочей части нижнего диска шпателем.В тех же условиях и таким же образом готовят пасту стандартного образца.При растирании ручным способом пробу пигмента или лака и белил количественно переносят на мраморную плиту и добавляют олифу или льняное масло.

Таблица 1а

Тон испытуемого пигмента

Масса компонента, г

Смесь I

Смесь II

Пигмент или лак

Цинковые белила

Льняное масло

Олифа

Пиг-
мент

Титановые белила

Льняное масло или олифа

Желтый

0,1

2,0

0,9

1,0

0,1

1,0

1,4

Красный

0,1

2,0

0,9

1,0

0,1

1,0

1,4

Голубой (синий, фиолетовый)

0,05

2,0

0,9

1,0

0,1

1,0

1,4

Зеленый

0,1

2,0

0,9

1,0

0,1

1,0

1,4

1. Взамен отдельных навесок белил и льняного масла или олифы можно применять 40%-ную пасту белил в льняном масле или в олифе.

2. Допускается добавлять сиккатив на последней стадии растирания.Пигменты или лаки и белила взвешивают с точностью до четвертого десятичного знака, а льняное масло и олифу – с точностью до второго десятичного знака.

1.2-1.2.2 (Измененная редакция, Изм. N 1).

1.2.3. Проведение испытанийПасты из испытуемого пигмента или лака и стандартного образца наносят при помощи аппликатора или шпателя на стеклянные пластинки, полиэфирную пленку или кальку в одном направлении в виде непросвечивающихся и соприкасающихся полосок одинаковой толщины, шириной 45 мм и длиной 55 мм.

1.2.4. Обработка результатов

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

1.2.4.1. Определение относительной красящей способности (концентрации)Относительную красящую способность покрытия на стеклянной пластинке оценивают сразу же после приготовления покрытия, а на кальке – после высыхания, но не ранее чем через 24 ч после высыхания.Сравнивают интенсивность окраски покрытия при дневном свете, падающем с северной стороны под углом 45°.

Допускается освещение равноценными источниками искусственного света с освещенностью не менее 600 лк.Если интенсивность окраски покрытий одинакова, то красящая способность испытуемого пигмента (или лака) равна красящей способности стандартного образца.Если интенсивность окраски покрытий неодинакова, вновь готовят пасту из испытуемого пигмента или лака с измененным соотношением компонентов (уменьшением или увеличением количества белил или пигментов или лаков) до получения окраски покрытия, интенсивность которого равна интенсивности окраски стандартного образца.

Предлагаем ознакомиться  Какие бывают пробы золота (таблица фото) и какая проба золота самая лучшая

Аппликатор для нанесения красок

Определить грамм окраску по пробе с кон

1 – корпус;

2 – болт; 3 – пластина; 4 – ручка

Черт.1

Относительную красящую способность пигмента () с изменением количества белил в процентах вычисляют по формуле

где – масса белил, взятых для приготовления пасты испытуемого пигмента или лака, г; – масса белил, взятых для приготовления пасты стандартного образца, г.Относительную красящую способность пигмента (или лака) () с изменением количества пигмента или лака в процентах вычисляют по формуле

где – масса пигмента или лака, взятого для приготовления пасты стандартного образца, г; – масса пигмента или лака, взятого для приготовления пасты испытуемого образца, г.За результат испытания принимают среднее арифметическое результатов двух параллельных определений, допускаемое расхождение между которыми не должно превышать 5%.

1.2.4.2. Определение оттенка и чистоты окраскиОпределение проводят в условиях, указанных в п.1.2.4.1. При визуальном сравнении оттенка и чистоты окраски покрытий испытуемого и стандартного образцов пользуются следующими оценками:соответствует; незначительно (малозаметно) отклоняется;несколько отклоняется;

1.2.3-1.2.4.2. (Введены дополнительно, Изм. N 1).

1.3. Методы определения относительной красящей способности оттенка и чистоты окраски в лакокрасочных связующих холодной и горячей сушки

1.3.1. Определение относительной красящей способности

1.3.1.1. Аппаратура и материалыМельница лабораторная бисерная (черт.2), состоящая из металлического стакана вместимостью 250 см, с водяным охлаждением и мешалкой с частотой вращения 2800 мин, (46,6 с).Шарики стеклянные марок М и С со стойкостью к абразивному износу не менее 93%.Пластинки из белой жести, стекла или триацетатной пленки размером 60х90 мм.

Определить грамм окраску по пробе с кон

Термостат, обеспечивающий температуру (130±1) °С.Прибор “Клин” с пределами измерений шкалы 0-25 мкм.Ксилол по ГОСТ 9949-76.Смола алкидная марки ПФ-060 (или ПФ-064) с содержанием нелетучих веществ 60% и цветом по йодометрической шкале до 100.Смола алкидномеламиновая марки МЛ-0159 (МЛ-0136) с содержанием нелетучих веществ 58% и цветом по йодометрической шкале до 35.

Схема бисерной мельницы

Черт.2

Сиккатив нафтенатный свинцово-марганцевый марки НФ-1 по ГОСТ 1003-73 или марки ЖК-1.Двуокись титана пигментная марки Р-02 по ГОСТ 9808-84.

1.3.1.2. Подготовка к испытаниюИз испытуемого пигмента или лака готовят пасту диспергированием в лабораторной бисерной мельнице, с пигментной двуокисью титана и связующим в соотношении 1:25.Концентрацию смолы доводят ксилолом до 40%.Рецептура пигментной пасты приведена в табл.1.Тип смолы выбирают в зависимости от назначения пигмента.

Таблица 1

Наименование компонента

Количество, %

Смесь пигментов цветного и белого в соотношении 1:25

60

Смола алкидная или алкидномеламиновая

40

Навески испытуемого пигмента или лака, пигментной двуокиси титана и соответствующего связующего 40%-ной концентрации переносят в металлический стакан бисерной мельницы, перемешивают в течение 2-3 мин стеклянной палочкой и диспергируют при непрерывном охлаждении 10-30 мин. Время должно быть указано в нормативно-технической документации на испытуемый пигмент, после чего мешалку останавливают, отбирают пробу пасты и определяют степень перетира по прибору “Клин” в соответствии с требованиями ГОСТ 6589-74*.

______________* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52753-2007. – Примечание изготовителя базы данных.Если степень перетира пасты более 15 мкм, то диспергирование продолжают, отбирая пробы каждые 10 мин до степени перетира 15 мкм.После диспергирования в стакан с пастой добавляют сиккатив в количестве 2% от веса неразбавленной пасты.В тех же условиях готовят пасты со стандартным образцом пигмента или лака. Взвешивание проводят с точностью до второго десятичного знака.

1.3.1.1; 1.3.1.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).

1.3.1.3. Проведение испытанияПасты из испытуемого и стандартного образца пигмента или лака (п.1.3.1.2) наливают слоем бесконечной толщины на отдельные пластинки (из белой жести, стекла или триацетата).Пластинки с пастой ставят в штатив под углом 45°, через 5 мин после стекания избытка пасту сушат в горизонтальном положении.

Покрытия на основе смол ПФ-060 сушат в нормальных условиях в течение 24 ч, а покрытия на основе алкидномеламиновых смол – при (130±1) °С, в термостате в течение 30 мин.Интенсивность окраски покрытий сравнивают при рассеянном искусственном или естественном дневном свете.Если интенсивность окраски покрытий одинакова, то красящая способность испытуемого пигмента или лака равна красящей способности стандартного образца.

1.3.1.4. Обработка результатов

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsen-GB

При равной интенсивности окраски покрытий за результат испытания принимают красящую способность стандартного образца, выраженную в процентах. При различной интенсивности окраски покрытий относительную красящую способность испытуемого пигмента или лака () в процентах вычисляют по формуле