САМОЕ ДОРОГОЕ

Бывает, что имена собственные выбирают по принципу «потому что красиво». Тогда мы имеем дело с названиями «Софи», «Марго», «Луиза», «Илона». По такому названию нет никакой возможности понять, что продается в магазине. Ведь под аналогичными именами есть множество продуктовых лавок, парикмахерских, магазинов одежды или хозтоваров.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseen-GB

Собственное имя человека не отражает сути продаваемого товара. Кроме того, зарегистрировать такое название как торговую марку вряд ли удастся. Но если вы считаете, что клиенткам вашего магазина будет импонировать то, что он назван именно красивым женским или мужским именем, стоит либо использовать очень редкое, старое и малоупотребительное имя (для этого стоит посмотреть словари или, как вариант, святцы), либо на базе существующих имен придумать какое-то новое.

ИСКЛЮЧЕНИЯ

Мне могут возразить, что известны фирмы с названиями, которые являются именами собственными: Tiffany, Cartier, Van Cleef {amp}amp; Arpels, Patek Philippe, Maurice Lacroix. Но такие имена брендов более подходят тем, кто зарабатывает на жизнь творчеством и разворачивает свою деятельность настолько, чтобы заняться продажей собственного имени.

Тогда имя создателя марки становится брендом и гарантом качества, а его раскрутка не потребует больших вложений. Все знают, что часы Breguet – верх качества, а драгоценности от Tiffany – символ роскоши. Исходя из этого, можно сказать, что если вы создаете уникальные изделия, и ваше имя уже сейчас много может сказать знатокам, то можно назвать магазин своим именем.

ЭТО ПРОСТО МАГАЗИН

Но худшие варианты – это «Магазин ювелирных изделий», «Ювелирный салон», «Золото», «Золото-Серебро», «Золото. Бриллианты». В таких случаях можно говорить об отсутствии названия вообще. Это слова, вошедшие во всеобщее употребление как обозначение данной группы товаров, поэтому говорить о брендинге, предполагающем появление некоего особого характера, настроения, не приходится. Подобные имена годятся только в качестве расшифровки (ср.: Аптека №7 и Аптека «36,6»).

КТО ЕЩЕ НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ?

Почти каждый человек в речи использует слова-паразиты. Такие же «паразиты» есть и в названиях салонов и магазинов. Вот примеры использования слов-паразитов: «мир» («Мир украшений», «Мир самоцветов», «Мир камня»), «век» (особенно, «Золотой век»), «империя», «land», «international», «super», «gold», «golden» («Голд Ленд», «Голд Вижн», «Голд Стоун», «Голден Оазис», «Виктория Стар»).

Распространенный подход к разработке имен состоит в использовании наименований драгоценных камней и металлов. Поэтому торговых точек под вывесками «Аметист», «Диамант», «Жемчужина», «Агат», «Изумруд», «Опал», «Аргентум», «Фианит», «Топаз» существует уже более чем достаточно. В большинстве своем такие названия не раз уже кем-то использованы и не способны заинтересовать и привлечь потребителя.

Предлагаем ознакомиться  Сплавы драгоценных металлов для изготовления ювелирных изделий

Отдельная группа названий – названия, в которых используется слово «золотой». Сочетаний масса: «Золотой ангел», «Золотой берег», «Золотой кристалл», «Золотая грань», «Золотая звезда», «Золотая кисть», «Золотая лига», «Золотая подкова», «Золотая рыбка», «Золотая середина», «Золотая симфония», «Золотая скань», «Золотая страна», «Золотая фиалка», «Золотая цепь»… На волне увлечения астрологией возникли названия «Золотой Телец», «Золотой Стрелец», «Золотой Скорпион», «Золотая Дева»… Продолжить можете самостоятельно.

Особняком стоят названия, основанные на терминах из ювелирной области. Стоит только вспомнить «Карат», «14 карат», «18 карат», «24 карата», «999°», «Аверс», «Гемма», «Золотая грань», «Золотая скань», «Кабошон», «Камея», «Колье», «Кольцо», «Колечко», «Диадема», «Корона», «Самородок». Отнюдь не все такие названия плохи.

МОЙ АДРЕС – НЕ ДОМ И НЕ УЛИЦА…

закончился срок аренды или изменились ее условия, низкий спрос требует перевода торговой точки в другое, более оживленное место. Или, например, вы решили, расширяя торговую сеть, открыть еще один такой же магазин, но в другой части города. Что вы будете делать с названием? Конечно, придумывать новое!

СЛИШКОМ МНОГО ФАНТАЗИИ

Есть и такие названия, по которым заметен полет фантазии их создателя. Правда, эффект может быть сомнительным. Например, ювелирные магазины «Аргон» и «Неон» – оба эти слова обозначают инертные газы, и какое они имеют отношение к ювелирной торговле, совершенно не понятно.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyen-GB

Еще интереснее название «Сэр для дам». Видимо, имелось в виду, что сэр может что-нибудь приобрести для дам в этом салоне. Или сэр – это владелец магазина? Или вообще речь идет не о ювелирном магазине, а об эскорт-услугах? Ассоциативный ряд непонятен, а название не более чем смешно.

Подобных названий существует довольно много. Одни из них не понятны потребителю, другие вызывают сарказм и смех, вредя репутации и отпугивая клиентов.

НЕ ВОРУЙ!

Бывает, что вам очень понравилось название, да вот только его уже давно придумали. Даже не помышляйте о том, чтобы назваться так же. Как минимум, это чревато иском в суд.

Как мы говорили в самом начале статьи, зарегистрированные товарные знаки охраноспособны. То есть другой человек не может использовать подобное же название для своего магазина, при этом будет нарушен Закон РФ о товарных знаках. Исключением является вариант, если за использование чужого знака вы заплатите его владельцу заранее оговоренную сумму и подпишете соответствующий договор (например, в случае с франчайзингом).

ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ ХОРОШЕГО НАЗВАНИЯ

Итак, как не надо делать, мы выяснили. Теперь давайте разберемся, как правильно разработать название.

Сначала определитесь, что именно вы хотите сказать этим названием.

1. Нарисуйте портрет своего покупателя. Необходимо понять, кто является вашим покупателем (целевой аудиторией). Составьте его приблизительные характеристики: пол, возраст, доход, социальное положение, интересы и жизненные ценности. Представьте как он выглядит, каким языком (вы должны четко представлять его словарный запас и лексикон).

Предлагаем ознакомиться  Новинки в ювелирных украшениях

И учтите, что названия, рассчитанные на женщин, отличаются от названий, рассчитанных на мужчин. Женские названия предполагают более мягкие слова, определенную романтику, больший уровень ассоциативности («Янтарная легенда», «Алмазный дождь»), мужские же представляют собой жесткие слова, как правило, указывающие на роскошь и успех («Капиталъ», «Статус», «Шах»).

2. Опишите свой товар. Важно все: ассортимент, цена, ощущения, которые он дарит покупателю. Согласитесь, существует большая разница между магазином, торгующим обручальными кольцами, и салоном эксклюзивных изделий с бриллиантами.

3. Составьте ассоциативный ряд. Теперь подумайте, зачем этому покупателю нужен ваш товар. Какие ассоциации он может вызвать у покупателя? Запишите все возможные варианты, а заодно опросите знакомых и тех, кто, возможно, будет приобретать ваш товар.

ЗАЙМИТЕСЬ СЛОВОТВОРЧЕСТВОМ

Опираясь на все те знания, которые вы получили в итоге мини-исследования своего товара и покупателя, попробуйте на основе описанных свойств продукта и полученных ассоциаций придумать новое слово (например, «Ювелита»).

Не обязательно создавать совершенно новое, несуществующее слово. Могут помочь и словари. Например, название «Адамас» построено по следующему принципу. Есть всем известное слово «адамант» – алмаз, бриллиант, но слово это происходит от греч. «adamas» или «adamantos». То есть в качестве названия взят не привычный вариант, а калька с греческого слова.

Особым плюсом такого названия является то, что оно созвучно привычным «адамант» и «диамант», и создает нужную ассоциацию с ювелирной торговлей. На подобном же принципе строится название «Диамида». Оно явно основано на слове «диамант», но при этом не дублирует его, более того напоминает какое-то красивое античное женское имя (таким образом есть и ассоциация с ювелирным делом, и отсылка к «золотому веку», и ориентация на целевую аудиторию).

Вообще, придуманные слова зарегистрировать проще всего, и в профессиональной среде рекламистов такие названия считаются самыми удачными, но если не удалось составить благозвучный неологизм, переходите к следующему правилу.

ИЩИТЕ АССОЦИАЦИИ

Перебирая ассоциативные ряды, вполне возможно найти удачное слово, которое и станет названием торговой марки. Это могут быть и не затасканные ювелирные термины, например «Унция», «Фацет», «Инталия», и общеизвестные названия, ассоциирующиеся с золотом, к примеру, «Клондайк», «Сезам», «Прииск». Но лучше придумать к этому слову какое-нибудь дополнительное определение – например, «Богатый прииск»).

Не забудьте проверить, не нашел ли кто-то это слово уже до вас. Для начала просто просмотрите различные отраслевые справочники с названиями предприятий и «желтые страницы». А когда дело дойдет до регистрации, лучше не делать ставку только на такое название и прийти в Патентное бюро сразу с несколькими названиями разных типов.

Предлагаем ознакомиться  Какие камни стрельца женщины по дате рождения стоит дарить

Тем более, что с регистрацией названий, основанных на какой-либо терминологии, могут возникнуть проблемы, так как регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений, являющихся общепринятыми терминами, не допускается. Лучше использовать слова-ассоциации, не имеющие прямого отношения к ювелирному делу.

СОЗДАЙТЕ КРЕАТИВНОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Можно подобрать, используя ассоциативный ряд, красивое словосочетание. Главное, чтобы оно было оригинальным и отвечало поставленным вами целям. Удачными примерами можно считать названия «Полярная звезда», «Бриллиантовый каскад», «Млечный путь», «Северное сияние». Ассоциативный ряд, который создают эти названия, включает блеск, яркость, изобилие, романтику, роскошь – все те понятия, которые так нужны в ювелирном деле.

Кроме того, эти названия напрямую не связаны с ювелирной терминологией, а значит, в случае их уникальности будут подлежать регистрации. «Принцесса Греза» (название картины Врубеля) – тоже красивое название, которое будет эффективно работать на женскую аудиторию, но с его регистрацией могут возникнуть проблемы, так как по Закону о товарных знаках не могут быть зарегистрированы названия известных в РФ произведений литературы и искусства, персонажи из них и цитаты. По этой же причине не получится зарегистрировать, например, название «Малахитовая шкатулка» или «Золотой ключик».

ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ

Если название выбрано, необходимо провести некоторые чисто юридические мероприятия, а именно зарегистрировать ваше название как торговую марку. В России пока далеко не все считают эту процедуру обязательной. Хотя плюсов в ней гораздо больше, чем минусов. Ведь, зарегистрировав название, вы получаете гарантию того, что нет фирмы с таким же именем.

Как мы уже говорили выше, лучше сразу подобрать несколько названий, построенных по разному принципу, и с ними обращаться в Патентное ведомство. Там проведут предварительную экспертизу, которая занимает примерно месяц. После этого будет ясно, принимается ли заявка к рассмотрению или отклоняется. В случае принятия заявки к рассмотрению и уплаты госпошлины, начинается сам процесс регистрации, который занимает еще месяц.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdeven-GB

Регистрация действует сроком на 10 лет, после чего ее можно продлить. Более подробно процедура регистрации описана в Законе РФ о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров. А общаться с Патентным ведомством совсем не обязательно самостоятельно – можно нанять патентного поверенного.