Ранние годы

Карл Фаберже родился в Санкт-Петербурге в мае 1846 года в немецкой семье. Его отец основал собственную ювелирную фабрику в столице империи. Будущий знаменитый ювелир получил очень хорошее образование: он путешествовал по Европе, где изучал дело своего отца: сначала молодой человек обучался в Дрездене, затем – у франкфуртского мастера Фридмана.

Создание ювелирного дома Фаберже

Известная ныне фирма начала своё существование как небольшая мастерская, основанная в Санкт-Петербурге в 1842 году Густавом Фаберже.

Уже тогда Фаберже-старший мечтал, чтобы начатое им дело переросло в крупную семейную компанию. В 1850-х годах Густав отправил сына за границу для обучения ювелирному искусству у известных европейских мастеров, в том числе знаменитого Йозефа Фридмана. Вернувшись в Россию, в 1870 году 24-летний Карл возглавил фирму отца.

У него был намётанный глаз. Фаберже умел подбирать художников и ювелиров и видеть в обыденном прекрасное. Он обладал глубокими знаниями мировой художественной культуры, часто путешествовал и занимался самообразованием. Для Карла Фаберже не существовало мелочей: ювелир уделял значительное внимание не только мельчайшим деталям изделий, но и футлярам.

Знаменитый мастер владел целым концерном, в состав которого входило несколько фирм. Каждая из них отличалась независимостью. Мастера, трудившиеся под началом известного ювелира, были самостоятельны в принятии решений и разработке дизайна украшений.

На разработку эскиза и непосредственное изготовление уходило около года. При этом следует учитывать то обстоятельство, что сам Карл Фаберже, биография которого является предметом настоящего обзора, не всегда являлся непосредственным художником-исполнителем. Его команда была интернациональной: в ней трудились мастера из самых разных стран.

Работа на императорский дом

Карл Фаберже принял участие во Всероссийской выставке в 1882 году, где его работы заметил император Александр III, который обратился к нему с просьбой сделать пасхальный подарок для его жены Марии Федоровны. Мастер создал яйцо из эмали, внутри находилась цветная курочка, в которую, в свою очередь, была помещена маленькая копия императорской короны и драгоценная цепочка.

Такая задумка не была полностью оригинальной: дело в том, что еще в XVIII веке существовали три подобных яйца (находящиеся в Вене, Дрездене и Копенгагене), внутри которых также находились короны. Подарок так приглянулся императрице, что с тех пор Карл Фаберже получил звание придворного ювелира и стал получать регулярные заказы, причем не только от представителей российской императорской семьи, но и от членов иностранных королевских домов.

Как звали фаберже

В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве на изделиями фирмы заинтересовался Александр III. За внимание Императора боролись сотни деятелей искусств, поэтому заслужить покровительство царского двора было огромной удачей!

С этого момента Карл Фаберже получил почётное звание «ювелир Его Императорского Величества и Императорского Эрмитажа», что давало ему право размещать на своей вывеске изображение государственного герба. Знак отличия свидетельствовал о высочайшем качестве продукции, а предприниматели, получившие этот титул, пользовались особым уважением в обществе.

Предлагаем ознакомиться  Карл Фаберже : легенда ювелирного искусства: Карл Фаберже

Новая эпоха фирмы Фаберже

С этого момента начинается новая эпоха ювелирного дома Фаберже, которому было суждено сыграть большую роль не только в жизни одной семьи, но и в судьбе всей страны.

Помимо Петербурга отделения фирмы находились в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне. Кроме традиционных украшений ювелирный дом выпускал драгоценные корзины цветов, футляры для помады, портсигары, всевозможные сувениры, флаконы для духов, ручки для зонтов и тростей и даже рамки для фотографий.

Но настоящую известность фирма получила только в 1880-х годах, когда у изделий Фаберже сформировался особенный узнаваемый стиль. Во многом это заслуга ведущих мастеров-ювелиров компании Франца Бирбаума и Михаила Перхина, автора 28 из 52 известных во всём мире императорских яиц Фаберже.

К слову, всего с 1855 по 1917 годы для частных покупателей и членов царской семьи было создано 71 ювелирное яйцо. К сожалению, до наших дней дошло лишь 62 эксклюзивных творения Фаберже.

Как звали фаберже

Уже тогда компания Фаберже стала широко известна в Европе. Многим представителям Императорской фамилии в Англии, Дании, Греции и Болгарии украшения отправлялись в подарок. В 1900 году Карл Фаберже был удостоен звания «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров» и ордена Почётного Легиона.

Натюрморт и другие работы

Помимо знаменитых пасхальных яиц, фирма производила и множество других драгоценных вещей, которые отличались изяществом и богатством украшений. Одна из самых известных сохранивших работ – натюрморт, созданный в 1905 году. Он представляет собой изображение яичницы, рюмки водки и недокуренной сигары. Несмотря на простоту выбранного сюжета, авторы подошли очень тщательно к выполнению этого изделия, использовав драгоценные камни (яшму, янтарь, белый камень), минералы (хрусталь, кварц), драгоценные металлы (серебро).

Уникальный стиль Фаберже

В изделиях Фаберже сочетались самые разные художественные стили и направления: ампир, готика, модерн, неоклассицизм и, конечно же, русские национальные мотивы.

Некоторые ошибочно полагают, что отличительной чертой фирмы были роскошные изделия, выполненные из редкостных дорогостоящих металлов и камней. На самом деле секрет Фаберже заключался в умении понять и почувствовать материал, вдохнуть в него жизнь, раскрыть всю его красоту и величие.

Фаберже говорил: «Меня мало интересует дорогая вещь, если её цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга».

Визитной карточкой компании было создание изделий в «русском стиле». Кокошники с бриллиантами и серебряные чарки с самоцветами вызывали восторг иностранцев. Уже тогда ювелирный дом стал выпускать украшения, в которых сочетались разные драгоценные камни.

Ювелирами дома Фаберже создавались искусные оправы икон, кресты и церковная утварь для храмов и монастырей Кремля. Всё это выполнялось в старорусском стиле и украшалось невиданными до того времени узорами, тончайшей сканью или эмалевой росписью.

Техника

Ювелир получил европейское признание: в Париже его наградили орденом и присудили почетное звание мастера гильдии. В 1900 году в столице было возведено здание ювелирной фабрики, которое было спроектировано родственником мастера, архитектором К. Шмидтом.

В этом помещении находились мастерские и магазины. Это говорило о том, насколько большое значение приобрела фирма в России. Изделия Карла Фаберже были уникальны по своим техническим характеристикам. Мастер стал основателем нового направления в ювелирном деле, начав применять драгоценные и полудрагоценные камни в работе.

Также он стал использовать минералы, для чего в столице через некоторое время даже были основаны камнерезные мастерские. На фабрике изготавливались самые разные произведения: кроме пасхальных яиц, которые получили наибольшую известность, ремесленники изготавливали фигурки людей, животных и цветов. Искусство Карла Фаберже заключалось в том, что он даже из самых практичных и бытовых вещей умел сделать настоящий шедевр.

Предлагаем ознакомиться  Сиреневый камень чароит

Мастера, работавшие на его фирме, использовали самые разнообразные технические приемы: они овладели искусством обработки цветных и прозрачных драгоценных камней, украшали изделия тонкой и очень дорогой эмалью, а также делали фигурки из многоцветного золота, что, пожалуй, было главной изюминкой в производственном процессе.

Так, до сих пор никто не может воспроизвести технику гальошированной эмали – искусство нанесения волокнистых линий на поверхность в виде переплетения различных фигур и контуров. Хотя этот прием был известен очень давно, именно ювелир Фаберже и его работники сумели довести данный процесс до совершенства.

Традиции легендарного ювелира

Ежедневно создавая украшения для самых разных женщин, художники SOKOLOV не забывают о том, что ювелирное дело – это прежде всего искусство. Так, в 2011 году появилась первая модель из серии эксклюзивных изделий, выполненных в особом узнаваемом стиле компании. Каждое творение уникальной коллекции раскрывает философию бренда и отражает идею постоянного движения вперёд.

Сначала, вопреки известному выражению, мастера изобрели велосипед, каждая деталь которого – фрагмент ювелирного изделия. Годом позже появилась другая модель, выполненная в ретро-стиле.

Продолжением темы стало создание серебряного ретро-автомобиля, украшенного полудрагоценными камнями и эмалью. Самой масштабной моделью коллекции стал серебряный локомотив с более чем тысячью камней, каждый из которых закреплен вручную. Уникальность изделий не только в их неповторимом дизайне, но и в том, что все они абсолютно подвижны.

Олицетворение свободы, успеха и стремления к новым вершинам – сканная фигура сокола, ставшая результатом долгой кропотливой работы ювелиров и ещё одним эксклюзивным творением.

Каждый год художники и мастера-ювелиры SOKOLOV удивляют нас новыми шедеврами, глядя на которые понимаешь, что блестящая история дома Фаберже имеет достойное продолжение.

Жизнь после революции

Когда к власти пришла большевистская партия, все мастерские, магазины знаменитого ювелира были национализированы. В руки новой власти попал весь запас драгоценных камней и готовых изделий. Некоторую часть, впрочем, его старший сын успел вывести в Финляндию. В течение нескольких лет изделия знаменитой фирмы были проданы за бесценок, в первую очередь яйца Фаберже.

В конце 1918 года сам мастер под прикрытием покинул страну и уехал в Ригу, так как опасался ареста. После того как советские войска заняли территорию Латвии, он переехал в Германию. Когда в этой стране также произошла революция, он окончательно поселился в Висбадене. По собственным воспоминаниям ювелира, пережитые потрясения сильно сказались на его физическом и психическом состоянии. В 1920 году он умер в Лозанне, куда незадолго перед тем перебрался для лечения больного сердца.

Пасхальные яйца работы 1880-х годов

К сожалению, не все работы знаменитого ювелира сохранились. Одна из них – это изображение курочки, вынимающей из маленькой корзины сапфировое яйцо. Особенность данного изделия состоит в том, что фигуры были отделаны алмазами, граненными в виде роз. Впрочем, по некоторым описаниям, яйцо было сделано из золота.

Также ничего неизвестно и о сюрпризе, который составлял обязательную составляющую яйца. В настоящее время остается загадкой, где находится эта работа, выполненная по заказу Александра III: скорее всего, она была утеряна или находится в частной коллекции. Другое яйцо, созданное для императора, было выполнено в форме бриллиантовых часов.

Работы начала 1890-х годов

Пасхальное яйцо, сделанное по заказу Александра III в 1890 году, покрыто светло-розовой эмалью и разделено на несколько секций. Особенностью этого изделия является то, что оно содержит внутренний механизм для раскрытия специальной панели. Кроме того, именно для этого подарка были выполнены миниатюры, изображающие замки и дворцы.

Предлагаем ознакомиться  Черный агат, как отличить подделку

Отдельно следует упомянуть про яйцо, которое не покидало пределов нашей страны. Оно называется «Память Азова». Особенностью данного изделия является то, что оно выполнено в стиле времен Людовика XV. Яйцо покрыто орнаментом рококо, а внутри покрыто красивым зеленым бархатом. Сюрпризом стала небольшая модель российского императорского крейсера.

Другое изделие называлось «Кавказское яйцо». Оно также выполнено в стиле, популярном во времена Людовика XV. На его поверхности имеются четыре окна.

Работа получила такое название потому, что в нем располагались миниатюры с изображением дворца Великого князя на Кавказе, где он жил долгое время.

Работы времен царствования Николая II

Петер Карл Фаберже

Новый император продолжил традицию своего отца и каждый год дарил пасхальные яйца своей овдовевшей матери и супруге. Одно из первых изделий было сделано с букетом розы. Работа выполнена в стиле неоклассицизма. Сюрпризом стал бутон розы, который покрыт светло-желтой эмалью. Внутри цветка находилась маленькая золотая корона и кулон.

Своей матери в память о ее покойном супруге он подарил яйцо, которое считается одним из самых красивых произведений фирмы Фаберже. Оно покрыто темно-синей эмалью и разделено на шесть панелей, на которых выгравированы монограммы Марии Федоровны и ее мужа Александра III. Это было одно из четырех яиц, посвященных памяти этого императора.

Выставки

Музей Карла Фаберже в Санкт-Петербурге расположен в Шуваловском дворце на набережной Фонтанки. Основу коллекции составляют изделия самого знаменитого ювелира; кроме того, в здании находятся произведения русских мастеров декоративно-прикладного искусства. В музее хранятся 4 000 единиц, среди которых, помимо знаменитых пасхальных яиц, – предметы интерьера, столовое серебро, а также работы современников знаменитого мастера – других ювелиров, таких как И. Сазиков, П.

Экспонаты

Выставка Карла Фаберже интересна тем, что она заключает в себе пасхальные яйца, которые пользуются популярностью и известностью во всем мире. В коллекцию входят первое и последнее яйца. Одно из самых известных – это «Коронационное», которое было создано по случаю коронации Николая II и Александры Федоровны.

Сюрпризом изделия была модель кареты, которая была изготовлена еще при Екатерине II. Произведение украшено двумя алмазами, вензелем императрицы, также в нем есть надпись года – «1897». Итак, произведения знаменитого мастера стали настоящим эталоном в ювелирном искусстве. Его произведения имеют большое значение не только для отечественной, но и для мировой культуры.

В настоящее время музей Фаберже занимается активной просветительской работой, а также сохранением наследия знаменитого ювелира. В интернете созданы виртуальные туры в 3D-формате, которые позволяют любому желающему ознакомиться как со всеми экспонатами, так и с интерьерами самого дворца, где они расположены.