История изучения камня

Детальная характеристика структуры кристалла

  • Грань 1 — длина 24 мм, высота 11 мм; отполирована вместе с фацеткой 1б
  • Грань 2 — длина 33 мм, ширина 8 мм; отполирована вместе с фацеткой 2б
  • Грань 3 — природная октаэдрическая грань; содержит отполированные фацетки 3а и 3б
  • Грань 4 — природная грань, подшлифована в месте гравировки. Нанесена надпись 34 мм (первая в хронологическом порядке)
  • Грань 5 — включает ряд отполированных фацеток а, б, в, г, з и совмещённую фацетку д и ж, часть д по-видимому недоработана
  • Грань 6 — отполированная грань с длиной верхнего ребра в 23 мм, содержит вторую по хронологии гравировку
  • Грань 7 — природная грань, округлённое ребро октаэдра

Конец В:

  • Грань 8 — отполированная грань, содержит третью по хронологии гравировку
  • Грань 9, 10, 11 — природные грани октаэдра

Конец А:

  • Грань 12 — природная грань октаэдра
  • Грань 13 — ребро октаэдра
  • Грань 14, 15 — природные грани октаэдра

— Ферсман А. Е., «Кристаллография алмаза»

[4]

Первым среди русских учёных, увидевших алмаз «Шах», стал известный писатель и востоковед Осип Иванович Сенковский. Он осмотрел камень в присутствии царских чиновников прямо в вечер передачи алмаза Николаю I принцем Хозрев-Мирзой, а позднее прочитал и дал толкование выгравированных на алмазе надписей.

В том же 1829 году алмаз описал немецкий минералогГустав Розе, но скорее всего его анализ основывался не на реальном камне, а на свинцовой модели. В описании он подробно охарактеризовал структуру граней и форму алмаза, но очень поверхностно и осторожно упомянул его цвет и воду. Записи Розе в дальнейшем использовались многими авторами при составлении энциклопедий, автор каждой из которых допускал неточности касательно цвета и массы «Шаха»[21].

https://www.youtube.com/watch?v=Di-3zveQBNc

В 1922 году было проведено первое настоящее научное изучение алмаза. Камень исследовал русский академик Александр Евгеньевич Ферсман: он измерил углы граней, тщательно изучил надписи и структуру кристалла. Согласно заключению Ферсмана, цвет и вода (качественный показатель в описании алмазов) не могли считаться безукоризненным из-за желтовато-бурого оттенка камня и наличия тонких волосных трещинок в его глубине[22].

Однако Ферсман признал выдающиеся чистоту и прозрачность камня. В структуре камня он выделил восемь граней с частями округлых рёбер и 15 искусственно отшлифованных фацеток. Также он обнаружил, что круговая борозда была сделана между нанесением второй и третьей гравировок, что подтвердило версию о том, что «Шах» свисал с балдахина Павлиньего трона[22].

Алмаз «Шах» – едва ли не самый знаменитый драгоценный камень в истории(подробнее о камне алмаз).

Его характеристики не особо выдающиеся:

  • 88,7 карат массы (18 грамм);
  • желтовато-бурый цвет;
  • трещинки-волоски в глубине массива.

Но степень чистоты высшая, габариты солидные (35х15 мм). По форме это вытянутая, чуть скошенная призма с притупленными концами и 15 гранями.

История алмаза связана только с правителями, но название «Шах» он получил только в 20 веке.

Особое значение имеет для Индии, Персии и России.

Детальная характеристика структуры кристалла (Ферсман А. Е., «Кристаллография алмаза»).

  • Грань 1 — длина 24 мм, высота 11 мм; отполирована вместе с фацеткой 1б.
  • Грань 2 — длина 33 мм, ширина 8 мм; отполирована вместе с фацеткой 2б.
  • Грань 3 — природная октаэдрическая грань; содержит отполированные фацетки 3а и 3б.
  • Грань 4 — природная грань, подшлифована в месте гравировки. Нанесена надпись 34 мм (первая в хронологическом порядке).
  • Грань 5 — включает ряд отполированных фацеток а, б, в, г, з и совмещённую фацетку д и ж, часть д по-видимому недоработана.
  • Грань 6 — отполированная грань с длиной верхнего ребра в 23 мм, содержит вторую по хронологии гравировку.
  • Грань 7 — природная грань, округлённое ребро октаэдра.

Конец В:

  • Грань 8 — отполированная грань, содержит третью по хронологии гравировку.
  • Грань 9, 10, 11 — природные грани октаэдра.

Конец А:

  • Грань 12 — природная грань октаэдра.
  • Грань 13 — ребро октаэдра.
  • Грань 14, 15 — природные грани октаэдра.

Характеристики алмаза «Шах»

Сокровище Алмазного фонда России, кристалл «Шах» сменил нескольких властителей. Камень длиной 3 см, шириной 1,5 см, в форме вытянутого октаэдра. Масса алмаза «Шах» в 87 каратов равна 18 граммам, до шлифовки весил 95 карат.

Неогранённый кристалл отшлифовали, хозяева выгравировали на нём свои имена. Имеет опоясывающую бороздку для шнурка, которым крепился к балдахину шахского трона.

Cullinan-d-obrobki

Детальное описание алмазу дал профессор Александр Ферсман, минералог, кристаллограф. В 1922 г. учёный изучил и охарактеризовал драгоценности Оружейной палаты.

Интересно, что октаэдр – это форма классического алмаза. При обработке делится на 2 части по среднему излому, и получаются знакомые в разрезе 5-гранные пирамиды.

Типичных серединных изломов нет. Ферсман выделил на камне 15 граней (фацет), из них 8 – природные, остальные от ручной обработки.

Идеальная прозрачность алмаза способствует переливу света и игре всеми цветами спектра. Профессор отметил желтоватый оттенок, что связано со строением поверхностного слоя. Пласты алмаза прорезаны чешуйчатыми пластинками, отражающимися на фацетах тонкими дугами, а также внутренними микротрещинами.

Гравировка

Ахмеднагарская

«Брхан сани Нзмшах 1000 снт», три точки рядом с единицей означают три нуля (то есть 1000), а вместе с процарапанными дужками образуют слово «санатун» — год. Поскольку в арабском письме краткие гласные не пишутся, в слове «Бурхан» нет буквы «у», в слове «Низам» отсутствует буква «и», а слово «санат» («год») оказалось вообще без гласных.

Гравировку выполнил придворный ювелир султана Бурхана Второго, правителя провинции Ахмаднагар, в 1591 году по григорианскому календарю при пересчёте с мусульманского летоисчисления. На фоне двух других, эта надпись не отличается выразительностью и сложностью исполнения, но уровень гравировки у неё самый глубокий[10].

Моголская
Главные грани алмаза «Шах» согласно исследованию Ферсмана

Главные грани алмаза «Шах» согласно исследованию Ферсмана

https://www.youtube.com/watch?v=a_yK3-7wmTc

В 1595 году шах Акбар, правитель империи Великих Моголов, завоевал Ахмаднагар и присвоил себе большую часть сокровищ султана Бурхана Второго. С тех пор «Перст Аллаха» стал династической реликвией Великих Моголов. Спустя почти полвека внук Акбара Шах Джахан I, при котором империя была в расцвете величия, решил увековечить своё имя на этом драгоценном камне.

Шах Джахан на Павлиньем троне, ок. 1635

Шах Джахан на Павлиньем троне, ок. 1635

алмаз шах

Спустя 16 лет Джихан-Шах тяжело заболел и четверо его сыновей начали между собой борьбу за престол, победителем в которой вышел третий из братьев — Аурангзеб. В 1658 году он стал падишахом Империи Великих Моголов под именем Аламгир I (с персидско-таджикского «Покоритель Вселенной»). В 1665 году его двор посетил знаменитый французский путешественник и купец Жан-Батист Тавернье[10].

Он составил подробную опись богатств из сокровищницы, однако в нём не было сказано об алмазе «Шах». Упоминание камня нашлось в его описании Павлиньего трона — самого роскошного из семи тронов Великих Моголов. Среди россыпи изумрудов, алмазов и рубинов, «Шах» был подвешен на балдахине над троном так, что всё время находился перед глазами правителя. Это объясняет появление глубокой борозды по всему камню — вероятно, по ней его обвивала нить, прикреплённая к балдахину[12].

Персидская

После смерти Аурангзеба империя Великих Моголов пришла в упадок, в это время про судьбу алмаза мало что известно. Предположительно, он хранился в Джеханабаде, потом оказался в Дели, где в числе прочих сокровищ был захвачен поработившим Индию персидскимшахом Надиром. Так камень оказался в Персии и хранился там долгие годы.

Спустя сто лет после попадания в Персию по приказу Фатхали-Шаха на камень была нанесена последняя, третья гравировка. До восхода на престол Фатх-Али-Шах носил имя Баба-хан и был племянником основателя династии КаджаровевнухаАга-Мухаммад-Хана, после смерти которого оказался единственным кровным родственником и претендентом на наследие престола.

Фатх-Али-Шах правил с 1797 года, в тридцатилетний юбилей своего правления он повелел гравировать своё имя на знаменитом алмазе, эта третья надпись стала шедевром орнаменталистики. Надпись означает: «Владыка Каджар-Фатхали-Шах Султан. 1242 г.»[13], в русской транскрипции: «Схбкран Каджар Фтх’ли шах алстан 1242»[10].

Техники гравировки

Техники нанесения гравировки на алмаз вызывают отдельный интерес исследователей. Первая надпись с именем Бурхана Второго предположительно была выполнена с помощью другого алмаза. Она наносилась по залитой воском грани алмаза концом тонкой иглы, смазанной жиром (поскольку алмаз не смачивается водой, но прилипает к жировым смесям) и покрытой алмазной крошкой.

Круговая борозда глубиной в пол-миллиметра является очень трудной в исполнении, и поразительно, что она была сделана в Индии в начале XVII века. Вторая и третья гравировки алмаза отличаются большей искусностью и сложностью. Исследователи XX века предполагают, что они были выполнены отличным от первой способом.

Для нанесения имени из железа отливалось специальное клише с выпуклым инвертированным изображением, оно прикреплялось на плоской грани алмаза с помощью жаропрочной связки (например, глиняной). Алмаз с этой конструкцией помещали в керамический сосуд с древесным углём и нагревали в кузнечном горне — там температура достигала необходимой высоты для нанесения гравировки.

Алмаз шах: история происхождения с фото

Три грани алмаза стали лучшими историческими «справками» о «Шахе». Они заполнены надписями арабской вязью.

Ахмеднагарская

Первая из надписей. Выполнена придворным ювелиром султана Бурхана Второго. Самая несложная, не особо выразительная, но наиболее глубокая по гравировке.

Считается, что сотворена таким же алмазом. Вероятно, на плоскость камня наливали воск. Работали «прожиренной» иглой, которую обмакивали в алмазный порошок.

Означает: «Бурхан-Низам-Шах II. 1000 год» (по европейскому летосчислению 1591 год).

Моголская

Надпись сделана в 1641 году (по европейскому летосчислению). Перевод: «Сын Джехангир-Шаха Джехан-Шах. 1051 год». Выглядит более тонкой и замысловатой.

Награвирована Шахом Джаханом I. Он имел репутацию поклонника блестящих самоцветов и не стыдился обрабатывать их собственноручно.

Чтобы сделать алмаз прозрачнее и чище, отполировал несколько граней. Вес уменьшился с 95 до 88 карат.

Персидская

Надпись нанесена по повелению Фатх-Али-Шаха (1824 год по европейскому летосчислению) к 30-летию правления.

Алмаз «Шах» на советской марке 1971 года

Перевод: «Владыка Каджар-Фатхали-Шах Султан. 1242 год».

Признана шедевром арабского орнаментализма.

Современные ученые предполагают, что для выполнения двух последних гравировок отливали железное клише.

Происхождение алмаза

Камень необычной формы нашли в копях Голконды, расположенных в Центральной Индии, в середине XVI в. Но по записям французского торговца и путешественника Жана Батиста Тавернье известно, что копи Голконды разработаны во время его поездок, то есть в середине XVII в., 1630–1660 гг.

Взяв за истину утверждение известного путешественника и человека, имевшего отношение к индийским драгоценным камням, можно предположить, что «Шах» нашли в другом руднике богатой на самоцветы Индии.

Сергей Ольденбург, академик, востоковед расшифровал орнаментальные надписи на алмазе. Александр Ферсман составил их подробное описание и хронологию нанесения.

Ахмаднагарская

Исследование выявило происхождение одной из гравировок, указывающей на шаха Бурхана Низама II, первого владельца камня.

Год 1000 по календарю мусульман, если перевести на григорианский, то 1592 г. Рисунок отличается простотой и сдержанностью.

Глубина залегания гравировки говорит о кропотливой работе ювелира – работа требует усидчивости и времени. Ручная гравировка шла несколько лет. Тонкую иглу обмакивали в жир и алмазный порошок. По воску, нанесённому на грань алмаза, гравёр процарапывал рисунок, как сейчас режут стекло «алмазным ножом».

Моголская

Времена расцвета могучего государства моголов увековечено витиеватыми узорами, обозначающими второго хозяина – Джехангира Шаха Джехана. По мусульманскому летоисчислению 1051 год соответствует 1642 году современного календаря. Драгоценный алмаз отполировали, и он потерял 6,3 карат.

Некоторые источники утверждают, что часть надписи сделана рукой властителя, который любил свободное время проводить за искусством гравирования и гранения драгоценных камней. Бороздка, сделанная по кругу, также требовала внимания и много трудов, что говорит об искусности ювелиров и гравёров Индии XVII века.

Персидская

Персидский правитель отметил 30-летний юбилей восшествия на престол, арабской вязью выведено имя владыки Каджар Фатхали Шах Султана. Рисунок – это полноценное графическое изображение.

«Головки» алмаза «Шах», схема согласно исследованию Ферсмана

Техники исполнения второй и последней надписей могли быть идентичными: учёные прошлого века предположили, что железные клише с зеркальным изображением прижимали к плоскости алмаза при помощи глины.

Затем заготовку помещали в керамическую посуду, наполненную углем. При помощи кузнечных мехов сосуд нагревали. Железо раскалялось и оставляло след на твёрдой поверхности кристалла. Процедуру повторяли несколько раз, пока не получали изображение необходимой глубины и чёткости.

Алмаз в литературе

  1. А. Е. Ферсман. Кристаллография алмаза / Д. С. Белянкин, И. И. Шафрановский. — Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1955. — С. 459. — 547 с. — 5000 экз.
  2. А. Е. Ферсман. Занимательная минералогия / А. А. Кухаренко. — 4. — Ленинград: Детская литература, 1975. — 238 с.
  3. Н. И. Корнилов, Ю. П. Солодова. Ювелирные камни. — 2. — Москва: Недра, 1987. — 282 с.
  4. В. А. Милашев. Алмаз. Легенды и действительность / А. Н. Олейников. — 2. — Ленинград: Недра, 1981. — С. 37. — 161 с.
  5. А. К. Бурцев, Т. В. Гуськова. Драгоценные камни / З. И. Едигарян. — Москва: Примат, 1992. — 128 с.
  6. Ермановская А. Э., Згурская М. П., Корсун А. Н., Лавриненко Н. Е.Акбар – великий из Великих // Загадки истории. Факты. Открытия. Люди / Мезенцева Е. В.. — Харьков: Фолио, 2013. — С. 239. — 639 с. — ISBN 978-966-03-6275-8.#Homa Katouzian, Mohamad Tavakoli.Iranian-Russian Encounters: Empires and Revolutions Since 1800 / Stephanie Cronin. — New York: Routledge, 2013. — С. 77. — 432 с. — (Iranian Studies). — ISBN 978-0-415-62433-6.
  • Валаев Р. Г. Новеллы о драгоценных камнях. — Радянський письменник, 1970.
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Шах (алмаз)

Эта страница в последний раз была отредактирована 14 октября 2019 в 15:07.

Камень упоминает в мемуарах «алмазный дилер номер один» эпохи Средневековья француз Жан-Батист Тавернье. Он осматривал в 1665 году сокровищницу Великих Моголов, подробно описал легендарный Павлиний трон – наиболее пышный из династических. Тавернье отметил: «Шах» закрепили таким образом, чтобы владыка постоянно видел его. Считалось, что так алмаз защищает господина от недругов.

Кроме Осипа Сенковского и советских ученых, камень описал немецкий минералог Густав Розе. Но оригинала он не видел, что породило неточности в описании.

Кому принадлежал алмаз «Перст Аллаха»

Основные исторические периоды алмаза:

  • с середины XVI в. по 1591 г. – Бурхан II, султан провинции Ахмаднагар, Индия;
  • с 1595 г. по 1739 г. – династическое сокровище Великих Моголов;
  • с 1739 г. по 1829 г. – хранится у падишахов Персии;
  • с 1829 г. по 1917 г. – реликвия передаётся в сокровищницу императорской семьи Романовых;
  • с 1917 г. по 1922 г. – Московский Кремль, драгоценность Советского государства;
  • с 1922 г. по настоящее время – один из экспонатов среди крупных драгоценных камней Алмазного фонда Московского Кремля.

С древних времён алмаз ценится за твёрдость, чистоту, одаряет хозяина умом, смелостью и решительностью. Но желтоватый алмаз, найденный в Голконде, из-за предрассудков индийских правителей оказался не в фаворе и продан за небольшую цену в султанат Ахмаднагар на юге полуострова Индостан.

Мусульманский правитель Бурхан II оценил алмаз за форму и притягательный блеск, а цвет посчитал за удачу, и нарёк его именем «Перст Аллаха».

Алмаз переходит к персам

Первое свидание И. Ф. Паскевича с наследником персидского престола Аббас-Мирзою в Дейкаргане 21 ноября 1827 (пятый справа — Грибоедов). Литография с картины Владимира Мошкова, ок. 1828

К 1739 г. от территорий Индии, над которыми безраздельно властвовали Великие Моголы, остались крохотные провинции. Персидский полководец Надир Шах уменьшил области государства, разграбив Дели и захватив земли к западу от реки Инд (Синд, Пешавар и Кабул).

Именно он увёз Павлиний трон и сокровищницу Моголов вместе с алмазами «Перст Аллаха» и «Кох-и-Нур». Сокровища бабуридов вывезли на 21 верблюде: около 2 т золота, около 5 т бриллиантов, бесценных изумрудов и рубинов. Жемчуг в караван погрузили без пересчёта и взвешивания.

В Персии след Павлиньего трона теряется со смертью Надир Шаха в 1747 г. Одни утверждают, что реликвию захватили курды, разобрали и продали, другие источники пишут, что его части использовали для изготовления персидских «павлиньих» тронов.

Предлагаем ознакомиться  Зеленый камень в ювелирных изделиях